Принцип работы автомобильного кондиционера. Схема автомобильного кондиционера


Работа с автомобильными кондиционерами статьи на SW19

Плюс в диагностике системы автомобильных кондиционеров в том, что есть стандартные точки подключения к магистралям низкого и высокого давления. По двум манометрам мы сразу видим всю картину работы гидравлической части системы.

Работа с автомобильным кондиционером

Как правило на заправку кондиционера приезжает автомобиль у которого была утечка хладагента или неисправна сама система кондиционера.Поэтому почти с каждой машиной приходится работать, проверяя электроцепи и трубопроводы. Сам кондиционер в авто имеет некоторые особенности: 1.Компрессор на автомобиле вращается с разной скоростью, в зависимости от оборотов двигателя2. температура в моторном отсеке где расположены основные агрегаты кондиционера достигает 90-100 градусов.3. Управляет кондиционером тот же электронный блок, который управляет двигателем.Но на самом деле не всё так страшно как кажется на первый взгляд.Все автомобильные кондиционеры схожи по своей работе, так как выпускают их одни и те же фирмы. То есть обычно автомобильные концерны заказывают кондиционеры для своих авто у сторонних фирм.Далее приведу наиболее популярные неисправности системы кондиционера:1. Разгерметизация системы в результате ДТП , поломки трубопроводов, а так же старения уплотнительных колец в соединениях.2. Выход из строя силового реле включения муфты компрессора.3. Обрыв питающего провода муфты компрессора.4. Слабое натяжение ремня привода компрессора.5. Неисправность вентилятора радиатора.6. Слабая герметичность заправочных клапанов.7. Неисправность заслонки, перекрывающей тепловой поток с радиатора печки.

Для контроля давления хладагента в системе стоят датчики низкого и высокого давления, чаще эти два датчика выполнены в одном корпусе.

Работа с автомобильным кондиционером

Датчик низкого давления не даст компрессору работать при разгерметизации и отключит компрессор при падении давления в системе ниже 1.5-2 атм. Это убережёт компрессор от механического повреждения. Датчик высокого давления отключает компрессор при достижении верхнего давления в подающей магистрали 18 - 22 атм.Внутренняя схема двухпроводного датчика давления приведена ниже.

Работа с автомобильным кондиционером

При Заполнении системы хладагентом замыкаются контакты 3 и 4, а при превышении порога давления контакты 1 и 2 разрывают цепь. Датчики давления могут быть трёх и четырёхпроводные. Так же встречаются датчики выполненные в отдельных корпусах и располагающиеся один на высокой, другой на низкой магистрали.Фильтр-осушитель системы, классически выполнен отдельным блоком дополненным смотровым окном. На современных авто чаще выполняют фильтр интегрированным в радиатор.

Работа с автомобильным кондиционером

Для выявления слабых мест утечки используют флуоресцентный краситель или электронный течеискатель. При сильной утечке, поможет обычная мыльная пена.Проблемное место в системе это гибкие трубопроводы. Постоянная вибрация двигателя постепенно разрушает герметичность соединений в таких местах. По этому если есть в системе утечка, то проверять нужно начиная с гибких трубопроводов.

Работа с автомобильным кондиционером

По своему строению компрессоры бывают разные, чаще встречаются поршневые, лопастные и спиральные. Иногда сталкиваешься с особенностью лопастных компрессоров, они не могут поднять давление при проверке системы на герметичность воздухом.Упрощённая электросхема работы автомобильного кондиционера представлена на следующем рисунке.

Работа с автомобильным кондиционером

На схеме показано начальное состояние системы.Включаем ключ зажигания и стартуем двигатель автомобиля.Контакты ключа зажигания подают через предохранитель F2 плюсовой потенциал к обмотке реле компрессора.Далее нам необходимо включить вентилятор системы отопления и кнопку включения кондиционера.

Работа с автомобильным кондиционером

Этим мы замыкаем минусовую цепь обмотки реле, через контакты термодатчика T , датчика высокого давления H и датчика низкого давления L. Контакты реле компрессора замыкаются, включая электромагнит муфты компрессора через предохранитель F1.Компрессор начинает работать. Через несколько минут температура испарителя опустится до +2 градусов, термодатчик разорвёт минусовую цепь реле и отключит муфту компрессора. Компрессор остановится и кондиционер перейдёт в пассивный режим, продолжая стравливать в испаритель давление с высокой магистрали. Как только давление в высокой магистрали сравняется с низкой магистралью, испаритель начнёт набирать температуру. При достижении + 6 градусов на испарителе термодатчик снова замкнёт свои контакты, возобновляя цикл работы компрессора.

Шаги по проверке системы кондиционера на автоПроверьте натяжение приводного ремня муфты компрессора. Стандартный компрессор потребляет механическую мощность более киловатта, и при слабом натяжении ремня не способен работать.На прогретом двигателе включите вентилятор отопителя, затем переключите заслонки на холодный воздух или максимально низкую температуру на системе «климат контроль». Убедитесь что заслонка закрывает горячий поток воздуха с печки отопителя.Включите кнопку кондиционера, горящая контрольная лампа на самой кнопке свидетельствует о готовности основных датчиков к запуску системы.При этом включаются вентиляторы радиатора, и притягивается муфта компрессора. Если муфта компрессора не срабатывает, первым делом необходимо проверить давление в системе. Дальше проверить целостность предохранителей с пометкой A/C или A/C PUMP. Обычно они расположены в монтажном блоке моторного отсека автомобиля.

Работа с автомобильным кондиционером

Само реле компрессора располагается в том же блоке что и предохранители. Если реле срабатывает что слышно по характерному щелчку при включении кнопки кондиционера, проверяем целостность самого реле заменой на заведомо исправное. Продолжая поиск причины, проверяем наличие плюсового потенциала на одном из силовых контактов колодки реле.Через второй контакт относительно массы звоним цепь катушки электромагнитной муфты компрессора которая лежит в пределах 5 -10 Ом . Если цепь муфты не звонится проверяем состояние питающего провода и штекера возле компрессораНа корпусе некоторых компрессоров установлен термопредохранитель,Который не даёт перегреваться компрессору выше 130 градусов, разрывая цепь электромагнитной муфты. Прозвонить термопредохранитель, который в исправном состоянии должен показать замкнутое состояние своих контактов.Если муфта компрессора работает на холодном двигателе и не работает на горячем то возможно есть межвитковое замыкание в обмотке электромагнита муфты. На это укажет повышенный ток потребляемый муфтой на прогретом двигателе.При неисправности вентилятора радиатора кондиционера система теряет свою эффективность в результате перегрева хладагента.Проверяются целостность предохранителя вентилятора и реле включения вентилятора в монтажном отсеке предохранителей подкапотного пространства. В большинстве авто схему расположения реле и предохранителей легко найти на обратной стороне крышки монтажного отсека.

20160711215147.jpg

Так же проверяется сам электродвигатель вентилятора.В некоторых моделях авто как например Mitsubishi Pajero Sport упразднили электровентилятор кондиционера, его роль переложена на основной приводной вентилятор с вискомуфтой, который по отзывам владельцев явно не справляется с такой задачей.Грязные соты радиатора так же могут быть причиной плохой эффективности охлаждения хладагента.Данные по количеству и марке хладагента находятся на информационных табличках расположенных с обратной стороны капота или в районе верхней планки радиатора двигателя.

20160711215210.jpg

Там же обычно находятся данные о марке и количестве компрессорного масла в системе.Современные автомобили используют показания с наружных датчиков температуры для защиты компрессора от запуска при отрицательной температуре наружного воздуха. При необходимости электронную часть системы кондиционера проверяют программой автомобильной диагностики, которая даст полную картину состояния основных датчиков системы.

2692

sw19.ru

Принцип и схема работы автомобильного кондиционера

avtomobil'nyj kondicioner

Принцип работы автомобильного кондиционера

Прежде всего, нам следует понимать, что это некая замкнутая система, состоящая из компрессора, клапанов и трубок.

Внутри этой системы находится специальное вещество – хладагент и масло для смазки этой системы. Хладагент при помощи насоса прокачивается через всю систему кондиционера в несколько этапов. Сперва он поступает в конденсатор, где из газообразного состояния переходит в жидкое. Это происходит из-за того, что он охлаждается нагнетаемым специальным вентилятором воздухом.

После этого хладагент поступает в ресивер-осушитель, в котором происходит очистка от загрязнений, затем он поступает в расширительный клапан, а затем, в виде охлажденного газа, в испаритель, который находится возле приборной панели авто. Вентилятор пропускает воздух из автомобиля (или нагнетаемый с улицы) через испаритель, и он возвращается в салон автомобиля уже охлажденный. Хладагент же возвращается в компрессор и цикл повторяется.

Воздух после прохождения через испаритель становится чище и суше. Это достигается тем, что из-за разницы температур влага из него оседает на более холодные предметы, захватывая с собой частицы пыли и другие загрязнения, а затем стекает на землю.

Такой же эффект можно наблюдать включив горячую воду в холодной комнате. От воды будет исходить пар, который станет оседать в виде конденсата на стенах и холодных трубах, а затем стекать с них.

Схема автомобильного кондиционера

shema raboty avtomobil'nogo kondicionerashema raboty avtomobil’nogo kondicionera

Фреон автомобильного кондиционера

В быту распространено одно название хладагента – фреон. Хотя, это не совсем является истиной. Фреон использовали в автомобильных кондиционерах до 1993 года выпуска. После этого времени от него отказались в пользу другого хладагента – R134a (HFC), из-за того, что он более безопасен для окружающей среды, его нужно меньше, автомобиль потребляет меньшее количество топлива, чем с кондиционером на фреоне. На данный момент ведется разработка хладагента нового поколения, который улучшит качество комфорта и уменьшит затраты автовладельцев.

Правильная эксплуатация автомобильного кондиционера

Правильная эксплуатация автомобильного кондиционера – залог его долгой службы и вашего комфорта.

Прежде всего здесь стоит отметить то, что проводить диагностику нужно не реже одного раза в два-три года эксплуатации кондиционера.

Многие автолюбители пренебрегают одним простым правилом или просто не знают его: нельзя включать кондиционер вместе с зажиганием авто и выключать кондиционер, заглушив двигатель. То есть, сев в машину, необходимо запустить двигатель и открыть окна, и только через пару минут включать систему кондиционирования.

Выключать кондиционер необходимо до того, как вы заглушили двигатель.

Причины поломки автомобильного кондиционера

Основными причинами выхода автокондиционера из строя можно назвать такие:

  1. недостаточное количество хладагента в системе;
  2. попадание воздуха или влаги в систему;
  3. перегрев, попадание частиц грязи и пыли в систему;
  4. переизбыток масла, неисправность вентилятора кондиционера.

Самостоятельная диагностика автомобильного кондиционера

Автовладелец может диагностировать некоторые поломки самостоятельно. Например,

  • если при включённом кондиционере раздаются щелчки и треск из компрессора, то это может свидетельствовать о нехватке хладагента;
  • если на трубках системы кондиционирования имеются масляные пятна и разводы, то, скорее всего, имеет место утечка хладагента.

Но все же, самостоятельно лучше не лезть в кондиционер, а обратиться за помощью к специалисту на СТО. Очень важно выбрать хорошее СТО с грамотными мастерами, знающими свое дело.

temuri.ru

Принцип работы автомобильного кондиционера - Avtonov

Принцип работы автомобильного кондиционера

Автомобильная система охлаждения воздуха состоит из следующих основных элементов: компрессор, конденсор, ресивер, расширительный клапан,испаритель.

Принцип работы автомобильного кондиционераПринцип работы автомобильного кондиционера

За счёт работы компрессора в кондиционере циркулирует хладагент, проходя через пять основных узлов в замкнутой цепи. В этих узлах системы хладагент находится под воздействием различного давления и в различном агрегатном состоянии (в газообразном или в жидком). Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное и наоборот сопровождается соответственно поглощением и выделением тепла. Тепло отбирается от воздуха, поступающего в салон автомобиля, и выделяется во внешнюю среду.

Процесс протекает следующим образом. Со стороны низкого давления в компрессор поступает хладагент низкого давления, компрессор сжимает газообразный хладагент и направляет его на конденсор (радиатор кондиционера). Процесс сжатия сопровождается повышением температуры газа. Воздух окружающей среды проходит через конденсор, охлаждает его и циркулирующий в нём газообразный хладагент до точки конденсации. Процесс конденсации сопровождается выделением тепла, которое отдаётся во внешнюю среду.

Жидкий хладагент подаётся в ресивер- влагоотделитель, где отфильтровываются примеси и удаляется влага. Этот блок также служит в качестве временного резервуара для хранения жидкого хладагента. Находясь под высоким давлением, жидкий хладагент поступает в расширительный клапан. В нём происходит скачкообразное понижение давления хладагента. На выходе из расширительного клапана жидкий хладагент находится под низким давлением. Температура кипения жидкости под таким давлением ниже температуры в салоне, и жидкость начинает кипеть (испаряться), превращаясь в газ.

Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока. Охлаждённый воздух попадает в салон. Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе и сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду. Цикл завершается, когда газообразный хладагент низкого давления вновь подаётся на компрессор.

Устройство автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным компрессорным маслом, растворенном в жидком фреоне. Масло необходимо для смазки компрессора и некоторых компонентов системы. Существует насколько типов расположения узлов систем автокондиционеров, но, несмотря на некоторые отличия, их принципиальная схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный.

Схема автомобильного кондиционераСхема автомобильного кондиционера

При включении кондиционера срабатывает электромагнитная муфта компрессора (1), и прижимной диск (3) примагничивается к шкиву (2) компрессора (шкив приводится в движение ремнем от коленчатого вала двигателя и, даже когда кондиционер выключен, постоянно вращается). Теперь начал работать компрессор (1). Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсатор (4). Конденсатор часто называют конденсором, радиатором кондиционера. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается. Охладиться фреону помогает вентилятор (5). При движении автомобиля конденсатор дополнительно охлаждается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель (6).

Здесь от него отфильтровываются шлаки (продукты износа компрессора, пыль, грязь и пр.) Часто на ресивере-осушителе, есть смотровое окно (9), которое позволяет визуально оценить заполненность системы фреоном. Если система неполная, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена. Очистившись в ресивере-осушителе (6), жидкий фреон подходит к ТРВ (10). ТРВ (терморегулирующий вентиль) представляет собой специальное устройство, регулирующее разницу температур на выходе из испарителя и кипения хладагента перегрев пара (перегрев), выходящего из испарителя (12).

ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения, и регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Проходя через ТРВ и попадая в испаритель (12), фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается, охлаждая и испаритель, а вентилятор (13) сдувает с испарителя холод в салон автомобиля.

Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. И процесс повторяется. За правильной работой системы следят различные датчики. Их количество зависит от типа и модели кондиционера. В нашей схеме на ресивере-осушителе (6) стоит датчик (7) включения второй скорости вентилятора (5). Когда охлаждение конденсора (4) недостаточно, давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор (5) на полную мощность. Датчик (8) выключает компрессор при значительном повышении давления в напорной магистрали. Датчик (11) выключает компрессор при слишком низкой температуре испарителя (12).

Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть системы от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь холодная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает 1-2 атм. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5 атмосфер.

avtonov.info


Смотрите также