Использование кондиционеров на российской бронетехнике. Кондиционер в танке


Российские танки оборудуют кондиционерами | Журнал Популярная Механика

Новейший российский танк Т-90М впервые в истории советского и российского танкостроения получит установку кондиционирования воздуха: она включена в обязательную комплектацию боевых машин, поставка которых намечена в этом году.

Для современного автомобиля, даже бюджетного, кондиционер — привычная опция, но как насчёт танка? Увы, военные до последнего времени считали кондиционер в танке избыточной роскошью. Однако теперь, как сообщает «Уралвагонзавод», в штатную комплектацию новейшего танка Т-90М наконец-то включена система кондиционирования! Танки получат термоэлектрический кондиционер КТЭ-ВТ, работающий не на фреоне, а построенный на эффекте Пельтье.

Этот эффект заключается в том, что при прохождении электрического тока через спай двух различных полупроводников один из них нагревается, а другой охлаждается. На основе этого открытия были созданы термоэлектрические модули, которые способны либо нагревать, либо наоборот, охлаждать воздух или жидкость — такие элементы используются при создании переносных сумок-холодильников, офисных кулеров для воды и системах охлаждения компьютеров.

В автомобилестроении такие кондиционеры не прижились потому что по габаритам они существенно крупнее привычных фреоновых и требуют больше энергии. Для танка эти недостатки не столь критичны, потому что отсутствие фреона позволяет термоэлектрическому кондиционеру работать как при высоких, так и при низких температурах, сверхвысоких ударных и механических нагрузках в течение всего срока службы машины без проведения высококвалифицированного обслуживания.

Кроме того, на Т-90М имеется дополнительный дизель-генератор, отвечающий за бесперебойное снабжение танка электричеством на стоянке. Кондиционер танка состоит из нескольких автономных охладительных блоков, способных плавно регулировать скорость подачи и направление движения холодного воздуха. Благодаря этому в Т-90М в течении получаса после включения кондиционера становится вполне комфортно.

www.popmech.ru

Использование кондиционеров на российской бронетехнике » Военное обозрение

Прошли те времена, когда бронетехника представляла собой металлические короба, нахождение в которых экипажа во время ведение боя можно было приравнять к действиям в условиях самого настоящего ада. Гарь, пыль, копоть, раскаленная броня – все это накладывало свой отпечаток на состояние членов экипажа бронемашины.С некоторых пор производители танков и других единиц бронетехники стали раздумывать не только над принципом модернизации орудий, эффективностью двигателя и степенью надежности брони, но и над тем, что можно называть комфортными условиями для экипажа. Помимо относительно удобных кресел в бронемашинах стали появляться даже кондиционеры. Сегодня наличие кондиционера в танке уже не вызывает какого-либо ажиотажа и удивления, потому что этот элемент кажется априори необходимым для экипажа. Однако наличие качественных кондиционеров характерно лишь для танков нового поколения, что в выгодную сторону отличает эти машины от своих предшественников из ряда единиц бронетехники прошлого. Чаще всего сейчас монтаж кондиционера в танке выполняется не только с целью охлаждения или подогрева воздуха внутри боевой машины, но и для решения других задач. Одной их таких задач является защита экипажа танка от бактериологического воздействия со стороны противника. В частности, противник может использовать различные виды бактериологического оружия во время танковой атаки. В итоге, если экипаж бронемашины не защищен, то он может погибнуть спустя несколько секунд после попадания бактерий в дыхательные пути и на открытые участки кожи. Новые типы кондиционеров создаются без использования фреона, что позволяет их использовать в условиях высоких температур. Одним из предприятий, которое наладило масштабный выпуск кондиционеров без использования фреона на танках, является ЗАО «Кондиционер» в городе Гагарин. Работа такого рода приборов основана на использовании термоэлектрического эффекта, который был обнаружен еще более полутора веков назад Пелетье.Благодаря таким кондиционерам, можно добиваться комфортных условий для экипажа при выполнении различного рода операций в самых разных погодных условиях – даже при африканской 50-градусной жаре. Разработки отечественных конструкторов в этой области вызывает большой интерес у зарубежных партнеров.

topwar.ru

МИКРОКЛИМАТ В ТАНКЕ НА МАРШЕ

Любопытный материал на все еще актуальную тему.Все замечают, что даже в ходе боев в различных точках  мира советские и постсоветские танки в основном применяют с открытыми люками.Даже на всевозможных показухах как биатлон и прочее.Про одну из причин в статье из ВБТТ №2 за 1984.

МИКРОКЛИМАТ В ТАНКЕ НА МАРШЕС. М. ПЕРЕГОНЦЕВ, А. К. ЩЕДРИН

С целью изучения микроклимата в современных танках были проведены восемь 10-часовых маршей в режиме «По-боевому» в летних условиях сред­ней полосы страны в дневное и ночное время. Ис­следования проводились на двух танках:            Т-72(№ 1) и Т-80 (№2). Определение показателей внутри и снаружи танков проводилось стандартны­ми методами [1]. Показания приборов считыва­лись водителем в отделении управления и навод­чиком — в боевом отделении во время кратковре­менных остановок. Проводились измерения темпе­ратуры тела и интенсивности потовыделения, а также расчеты средневзвешенной температуры I кожи и средневзвешенного теплового потока Ф от танкистов [1].Субъективное тепловое состояние людей учитыва­лось по 7-балльной шкале: 1—очень холодно, 2 — холодно, 3 — прохладно, 4—комфортно, 5— теп­ло, 6—жарко, 7 — очень жарко.Температура окружающей среды изменялась в те­чение суток от 13 до 24°С, составляя в среднем 19,4°С. Интенсивность суммарной солнечной ра­диации примерно равнялась 820 кал/(см2-мин). Скорость ветра была днем 0,1—0,9, ночью — 0,18— 0,8 м/с, а относительная влажность составляла в среднем за марш 75—78 %.В этих условиях температура воздуха в отделении управления была 28,7 днем и 28,1 °С ночью; в бое­вом отделении соответственно 30,7 и 28,8 °С. Тем­пература внутри машины на 8,7—11,3 °С превыша­ла наружную.Высокий уровень абсолютной влажности в танке обусловлен тем, что испаряющаяся влага с дыха­тельных путей и с поверхности кожи задерживает­ся в машине. При этом образуются застойные зоны из-за низкой подвижности воздуха, поэтому тяже­лый воздух, насыщенный влагой, скапливается в нижней части обитаемых отделений. Использова­ние индивидуальных вентиляторов не снижает уровня абсолютной влажности, а лишь способст­вует равномерному ее распределению внутри танка.В равных метеорологических условиях температу­ра в танке № 1 была на 0,4—4,6 °С выше, чем в танке № 2. Уровни абсолютной влажности в обеих машинах были примерно одинаковыми. Температура тела водителей в ходе маршей подни­малась до 37,8, у командира и наводчика — до37,9 °С, что свидетельствует о перегревании орга­низма. Однако недопустимо высокой температуры тела (38,5 °С) не отмечалось, поэтому экипажи смогли выполнять работу в течение 10 ч. Теплопотери сухим способом (конвекция и радиа­ция) у водителей составляли днем 40,0; ночью 26,8 Вт/м2. Уменьшение теплоотдачи сухими путя­ми сопровождалось подъемом средневзвешенной температуры кожи. Если в комфортных условиях t=33 °С, то в наших исследованиях она была на 2°С выше. По-видимому, микроклимат в танке не­благоприятен для теплоотдачи сухим способом, при этом подключаются механизмы. потовыделе­ния. За счет этих механизмов и обеспечивалось поддержание теплового равновесия организма тан­кистов с рабочей средой.Теплопотери испарением у водителей на 8,6, а у остальных танкистов на 11,8 Вт/м2 превышали фи­зиологический оптимум, о чем свидетельствуют и теплоощущения, выраженные в баллах. Результаты исследований показали, что поддер­жание нормальной [2] температуры воздуха в обоих танках за счет существующей системы вен­тиляции при температуре наружного воздуха 20 °С затруднительно. Уровни относительной влажности воздуха в обитаемых отделениях танков соответст­вовали МТТ СВ—81. Повышенные уровни абсо­лютной влажности воздуха указывают на недоста­точную проветриваемость машин.

ВыводЛетние марши танков в режиме «По-боевому» по­казали напряженное тепловое состояние экипажей. Одним из эффективных путей улучшения микро­климата в танках может явиться оборудование их кондиционерами воздуха.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методы оценки обитаемости военно-технических объек­тов.— М.: Воениздат, 1977.
  2. Медико-технические требования к обитаемости подвижных наземных объектов вооружения и военной техники Сухопут­ных войск (МТТ СВ—81). — М.: Воениздат, 1983.
Поступила в редакцию 16.11.83.

andrei-bt.livejournal.com

Кондиционеры для российских танков - Центр CIGR

Новейший российский танк Т-90М впервые в истории советского и российского танкостроения получит установку кондиционирования воздуха: она включена в обязательную комплектацию боевых машин, поставка которых намечена в этом году.

Для современного автомобиля, даже бюджетного, кондиционер — привычная опция, но как насчёт танка? Увы, военные до последнего времени считали кондиционер в танке избыточной роскошью. Однако теперь, как сообщает «Уралвагонзавод», в штатную комплектацию новейшего танка Т-90М наконец-то включена система кондиционирования! Танки получат термоэлектрический кондиционер КТЭ-ВТ, работающий не на фреоне, а построенный на эффекте Пельтье.

Этот эффект заключается в том, что при прохождении электрического тока через спай двух различных полупроводников один из них нагревается, а другой охлаждается. На основе этого открытия были созданы термоэлектрические модули, которые способны либо нагревать, либо наоборот, охлаждать воздух или жидкость — такие элементы используются при создании переносных сумок-холодильников, офисных кулеров для воды и системах охлаждения компьютеров.

В автомобилестроении такие кондиционеры не прижились потому что по габаритам они существенно крупнее привычных фреоновых и требуют больше энергии. Для танка эти недостатки не столь критичны, потому что отсутствие фреона позволяет термоэлектрическому кондиционеру работать как при высоких, так и при низких температурах, сверхвысоких ударных и механических нагрузках в течение всего срока службы машины без проведения высококвалифицированного обслуживания.

Кроме того, на Т-90М имеется дополнительный дизель-генератор, отвечающий за бесперебойное снабжение танка электричеством на стоянке. Кондиционер танка состоит из нескольких автономных охладительных блоков, способных плавно регулировать скорость подачи и направление движения холодного воздуха. Благодаря этому в Т-90М в течении получаса после включения кондиционера становится вполне комфортно.

Линк https://www.popmech.ru/weapon/news-417912-rossiyskie-tanki-oboruduyut-kondicionerami/

П.С. Думаю воевать станет гораздо комфортнее, особенно в жарких странах...

centercigr.livejournal.com

Gur Khan attacks!: Кондиционеры для русских танков

Системы кондиционирования, которые в настоящее время устанавливаются на танки российского производства, разработаны АО "Кондиционер" (г.Гагарин). Все они являются термоэлектрическими, принцип действия основан на "эффекте Пельтье".

На танке Т-14 "Армата" устанавливается кондиционер ТЭК-01-2.

ТЭК-01-2 специально разрабатывался для бронетехники на основе новейшей универсальной боевой платформы «Армата» и предназначен для создания комфортных температурных условий в обитаемом отделении.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • напряжение питания бортовой сети изделия – 27,5±1В (постоянного тока)
  • потребляемая мощность – 5.5 кВт
  • полезная хладопроизводительность – 3700 Вт
  • расход воздуха в блоке обработки воздуха – 350-600 м³/ч
  • время непрерывной работы – 24 ч
  • масса охладительного блока – 20 кг
  • масса комплекта – 50 кг
  • срок службы – 15 лет
  • эффективная работоспособность при температуре окружающей среды – от -60ºС до +60ºС
  • приемка «5» (при необходимости)
Для танка Т-90МС разработан и устанавливается кондиционер ТЭК-03М

ТЭК-03М предназначен для создания комфортных температурных условий в обитаемом отделении военной (устанавливается на танк Т-90) и спецтехники. Каждый охладительный блок может включаться и выключаться автономно, так же предусмотрена плавная регулировка скорости пода­чи и направления охлажденного воздуха. В кондиционере применена антибактериальная защита охлаждающих пластин. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • напряжение питания бортовой сети изделия – 27,5±1В (постоянного тока)
  • потребляемая мощность – 4.48 кВт
  • полезная хладопроизводительность при t+50°С – 3000 Вт.
  • расход воздуха в блоке обработки воздуха – 420-600 м³/ч
  • количество охлаждающей жидкости – 11 л
  • время непрерывной работы – 24 ч
  • габаритные размеры охладительного блока – 240х140х140 мм
  • масса охладительного блока – 50 кг
  • срок службы – 15 лет
  • эффективная работоспособность при температуре окружающей среды – от -60ºС до +60ºС
  • приемка «5» (при необходимости)

Интересно, что на модернизированном танке Т-90М, предназначенном для поставок в Российскую Армию, устанавливается более старая модель: ТЭК-02М. Этот же кондиционер устанавливается на танки Т-90С, поставляемые в Алжир, Азербайджан, Уганду и Туркменистан.

Данные кондиционеры имеют целый ряд преимуществ, однако, есть и критика в их адрес. Но об этом пока не будем...

Источник

gurkhan.blogspot.com

Кондиционер на российском танке — может не стоит ждать «Арматы»?

 

Отечественная бронетехника долгое время критиковалась за недостаточно комфортные условия, созданные для работы экипажа и десанта. Еще во времена Советской Армии в журнале «Военный Вестник» появилась наделавшая много шума статья «О человеке забыли». Хотя особых открытий в ней сделано не было, а присутствовала лишь констатация факта.

Сейчас также существует мнение, что работы по улучшению эргономики боевых машин начались чуть ли не в современной России, хотя на самом деле, все наши конструкторские озаботились этим намного раньше.

Так при создании в Ленинграде основного боевого танка нового поколения Объект 299 было уделено большое внимание именно этому направлению. Места членов экипажа должны были быть оборудованы очень удобными креслами, которые позволяли танкистам выполнять свои функции в течение длительного времени. В целом, наличие специальных устройств обеспечивало бы непрерывное нахождение в танке в течение двух суток.

К сожалению, из-за недостатка финансирования данный танк не дошел до этапа создания опытного образца, хотя многие его элементы были отработаны на разных машинах.

В 90-е годы, когда вооруженные силы были посажены на голодный паек, выжить оборонщикам позволили, в основном, экспортные поставки. А зарубежные клиенты, как правило, хотели, чтобы техника была не только высокоэффективной, но и комфортной при эксплуатации в мирное время. Поэтому стали появляться на наших машинах ранее диковинные опции, типа кондиционера.

Хотя, например, индийские военные при покупке Т-90С решили сэкономить именно на устройствах для поддержания оптимальных климатических условий. За что и поплатились в первые годы эксплуатации «девяностых» в экстремально жарких (50 градусов Цельсия) условиях пустыни Тар на индо-пакистанской границе. Установленные на танках «нежные» французские тепловизоры начали выходить из строя.

 

Читать полный текст >>>

 

 

 

 

Поделиться в социальных сетях:

otvaga2004.ru

На российских танках появятся кондиционеры без фреона

Cравнение: закрыть 

17 ноября 2009 г.

 

«Комфортный танк», кадр из программы ВЕСТИ

На предприятии ЗАО «Кондиционер», расположенном в городе Гагарин Смоленской области, разработан термоэлектрический кондиционер для установки на бронетанковой технике. 

Термоэлектрический эффект был обнаружен в первой половине XIX века и впоследствии получил название в честь своего первооткрывателя - эффект Пельтье.  Он заключается в том, что при прохождении электрического тока через спай двух различных проводников, один из них нагревается, другой охлаждается. Это явление лежит в основе термоэлектрического модуля, созданного для предприятия «Кондиционер» в Москве.

«Термоэлектричеством в нашей стране и за рубежом начали заниматься еще в 60-е годы, но до этого не было хороших полупроводниковых материалов, которые обеспечивали изготовление термоэлектрических модулей, так называемых элементов Пельтье. Ведь в термоэлектрическом кондиционере нет фреона и нет компрессора, - рассказал программе ВЕСТИ Владимир Дудник, генеральный директор ЗАО «Кондиционер». - Блок охлаждения, в блоке охлаждения вот 24 штуки термоэлектрических модуля. Таких блоков охлаждения в кондиционере может быть 1, 2, 3, 4 - в зависимости от вида военной техники».Отсутствие фреона позволит термоэлектрическому кондиционеру работать при высоких температурах, сверхвысоких ударных и механических нагрузках. Простота обслуживания даст возможность при необходимости отремонтировать его в полевых условиях. Бактериальная защита - напыленный слой серебра защитит танкистов от болезней дыхательных путей.

Испытания термоэлектрического кондиционера, кадр из программы ВЕСТИ

Продукция разработана и изготавливается на российских предприятиях. Элементы Пельтье - в Москве, составные части – в Смоленске. Среди них еще одна уникальная российская разработка – управляющий кондиционером переключатель, который способен коммутировать в очень малом объеме большие электрические нагрузки. «В том числе они применяются в бронетанковой технике, а именно их включают в кондиционеры танков, современных танков», - отмечает Григорий Векслер, главный конструктор Смоленского завода радиодеталей. В городе Гагарин Смоленской обл. кондиционеры собирают и испытывают в условиях высокой температуры - +50oC и влажности - до 90%.

Эта продукция должна служить не только военным, полагают в корпорации «Ростехнологии». Такие кондиционеры уже размещают на современных тракторах - говорится в программе ВЕСТИ.

Технология охлаждения на основе эффекта Пельтье вызывает интерес в последнее время не только в России. Разработки в этой области ведутся в в Канаде, Китае, США, Южной Корее.  Интерес к этой технологии вызван во многом обеспокоенностью мирового сообщества проблемами глобального потепления, одной из существенных  причин которого считается использование в системах кондиционирования фреонов, разрушающих озоновый слой Земли. В России, помимо ЗАО «Кондиционер», разработкой термоэлектрических кондиционеров занимается также Миасский машиностротельный завод. Его продукция применяется на промышленных объектах ОАО «Газпром».

www.airclimat.ru