6 мифов о кондиционерах. Кондиционер питания


Кондиционер питания Nightingale CZ-3000. Соловей в сети

Журнал "Салон АВ"  2002 г.  №9 Александр Тарим

Кондиционер питания Nightingale CZ-3000. Соловей в сети

- Поставил себе год назад классную итальянскую сантехнику, а теперь говорят, ржавчиной забилась, менять надо. / - Наверно, для неё нужно воду специально из Италии возить... / (Из разговора в магазине)

Так получается, что продукция развитого индустриального общества, попадая на просторы нашей родины, начинает вдруг чувствовать себя неуютно. Автомобили (даже не новые), вошедшие во вкус отечественных дорог и бензина, как-то по-своему понимают, что всё предыдущее было лишь прологом к настоящей жизни. Европейская обувь начинает выглядеть скромнее на московских зимних тротуарах, а уж удары электричества ощущают на себе даже чайники, пылесосы, кофемолки, не говоря уже о сложной электронике.

А ведь ситуация складывается так, что изделия, являющиеся предметом пристального внимания нашего журнала, большей частью сосредотачиваются на больших площадях загородных домов и коттеджей. Которые, с одной стороны, являются безошибочным признаком благополучия владельца, а с другой - подразумевают общение с электросетью совершенно другого измерения и стандарта. Отдельную тему здесь представляют автономные генераторы, не дающие замёрзнуть зимой при веерных и внеплановых отключениях, но тоже по ряду причин не представляющие собой идеальный вариант для аудиокинотеатральных изысканий.

Итак, тему сети ещё не настало время оставлять без внимания, и различные устройства кондиционирования питания так же актуальны, как и тема питания человеческого в миниатюрах Жванецкого советских времён.

Беда ещё и в том, что не существует однозначно проговоренных критериев наилучшей электросети. Дело здесь, наверное, в том, что питание электронной аппаратуры (за исключением, пожалуй, накала ламп, где таковые имеются) осуществляется постоянным током, а выпрямитель - вещь непростая. Потребляет он ток лишь в короткие промежутки времени на вершинах синусоиды, следовательно, ток этот довольно-таки большой, и переходные процессы, вызываемые переключением диодов, имеют большое влияние на всё происходящее. Положение осложняется ещё и участием силового трансформатора, имеющего свои реактивные и энергетические характеристики, а также тем обстоятельством, что в устройстве, как правило, есть ряд выпрямителей, и между ними возникает определённое взаимодействие.

Иначе говоря, блок питания представляет собой некий радиоприёмник с синхронным детектором, где гетеродином являются сетевые 50 Гц (если 50...), а принимаемым сигналом - то, что в этой сети, кроме 50 Гц, имеется. Успешно продетектированная таким образом помеха, подобно компьютерному вирусу, распространяется по всем узлам потребителя, что, особенно в сочетании аналог - цифра, никак не может не влиять на конечный результат.

Отсюда и не поддающиеся более-менее разумному объяснению значимость полярности включения сетевой вилки, наличия или отсутствия заземления, даже взаимного расположения устройств на стойке.

И всё же в результате исследований, а зачастую и методом проб и ошибок, кое-какие тенденции и требования проясняются. Начнём со страшного - возможности появления особо повышенного напряжения, связанного с авариями, в частности - "отгоранием нулей". В этот момент надо максимально быстро всё отключить, и это не вызывает сомнений. Во-вторых, удержание номинального напряжения. В устройствах, где в блоке питания находятся многочисленные стабилизаторы, уход напряжения в сторону увеличения вызывает их перегрев, а уменьшения - возрастание помех за счёт снижения эффективности стабилизации (при сильной "просадке" даже её срыв).

Не вызывает сомнений необходимость подавления высокочастотных помех, причём следует разделять помехи, приходящие из самой сети и генерируемые непосредственно аппаратами-потребителями. И то, и другое является несомненным злом, эффективные меры здесь просто необходимы.

При обилии в системе цифровых устройств весьма актуальным становится вопрос их полной гальванической развязки, включая корпуса и первичные обмотки трансформаторов. При этом взаимодействие теоретически должно свестись к нулю, хотя здесь не всё так просто. Не помешает при всём этом блок контроля и, естественно, все перечисленные фильтры, разводки и коммутации должны быть достаточно мощными, не вносящими дополнительных электрических потерь, ибо последние незамедлительно скажутся на энергетических свойствах мощных усилителей.

Итак, сегодня мы представляем вам сетевой кондиционер CZ-3000 ($2450), выпускаемый итальянской фирмой Nightingale ("Соловей"), подразделением более крупной компании Simelet, обладающей огромным опытом построения сетевых кондиционеров. Устройство имеет 6 выходов, из которых 4 стабилизированы с точностью до 2,5%, причём три из них допускают нагрузку до 100 Вт, а один - 175 Вт. Все эти выходы гальванически развязаны с сетью и между собой. На оставшихся двух розетках потребляемая мощность может достигать 3000 Вт. Они не стабилизированы и непосредственно связаны с сетью, но напряжение на них "почищено" фильтром. При этом гарантируется подавление помех более 13 дБ на частоте 1 кГц, более 35 дБ на 10 кГц и более 60 дБ от 100 кГц до 1 МГц.

На каждом стабилизированном выходе, кроме того, имеются дополнительные двухсторонние фильтры, менее мощные, но собранные по аналогичной основному схеме. Они подавляют помехи в диапазоне от 1 кГц до 100 МГц более чем на 60 дБ.

На задней стенке находится генеральный выключатель электросети, а из дежурного режима можно выходить выключателем на лицевой панели, там же - жидкокристаллический дисплей, указывающий величину входного и выходного стабилизированного напряжения. Габариты 430х400х105 мм, масса 14 кг.

Нужно сказать, что подобная конфигурация выходов сделана производителем по специальному заказу российских дистрибьюторов, исходя из наиболее часто, по их мнению, возникающих потребностей при инсталляции аудиосистем и домашних кинотеатров. Мы решили глубже изучить этот прибор. Дело в том, что на рынке подобных устройств хватает в различных ценовых категориях. Все они построены по-разному, а параметры, как это часто бывает, мало о чём говорят. Поэтому мы снимаем верхнюю стенку и постараемся уяснить кое-какие подробности для любителей проникать в техническую сторону вопроса.

Итак, входное напряжение направляется на мощный фильтр FL140H.16.01 немалых габаритов (200х120х80 мм). По схеме он здорово напоминает описанный Игорем Гусевым в уже упомянутых нами публикациях и предназначен для подавления как синфазных, так и несинфазных помех в широком диапазоне частот. Его земляной полюс вместе с третьим проводом сетевого кабеля присоединён к корпусу. Таким образом, если питающая розетка у вас заземлена, это приведёт к заземлению устройства, а заодно и потребителей, получающих энергию от мощных нестабилизированных выходов.

После фильтра - меры безопасности: предохранитель и контакты аварийного реле, управляемого электронным устройством и обесточивающего всю систему при повышении напряжения сети выше 250 В, после чего напряжение разветвляется. Одна ветвь благополучно заканчивается на мощных 3-киловаттных выходах, а другая поступает на огромный (диаметром 160 и высотой 80 мм) ориентировочно 600-700-ваттный тороидальный трансформатор с четырьмя вторичными обмотками по 220 В. Причём на выходе каждой вторичной обмотки включен свой предохранитель и выходной фильтр гораздо меньших габаритов. Все эти цепи строго индивидуальны для каждого выхода и никаких соединений между собой не имеют.

Но, пожалуй, самое интересное в системе - стабилизация напряжения на этих самых четырёх выходах. Для неё здесь избран цифровой дискретный способ, заключающийся в выборе одного из восьми отводов на первичной обмотке с помощью электронной коммутации малогабаритными симисторами. Которые, в свою очередь, управляются электронной схемой, питающейся от вспомогательного маломощного трансформатора (от него же питается и аварийное реле). Здесь же расположен и миниатюрный цифровой вольтметр.

У аудиофилов-ортодоксов, несомненно, возникнет вопрос: как же так - симисторы в цепях питания звука? На это можно возразить лишь тем, что здесь, очевидно, применяется схема коммутации в момент перехода через ноль, когда помеха этой коммутации практически отсутствует или, во всяком случае, на порядок ниже помехи выпрямительного диода. Никакие аналогии с регуляторами яркости светильников или электронагревателей здесь неуместны. Итак, изучение материальной части завершено, пора провести кое-какие учения.

Сначала звук. И тут уж слушать так слушать. Мы взяли Moon - предусилитель P-5 ($5400) и оконечник W-5 ($6500). Уместен здесь был бы и проигрыватель муновский, но его в момент испытаний как раз не оказалось, и мы решили заменить его борцом из той же категории Gryphon Adagio ($7200). Категория-то та же, но аппараты эти принадлежат к той породе, где принято, что Moon для Moon'a, Gryphon для Gryphon'a (это моё мнение), а потому не факт, что вместе они себя покажут с наилучшей стороны. Даже с такой акустикой, как Verity Audio Fidelio ($8995). Мы сознательно не перечисляем аксессуары и не рассматриваем подробно эти замечательные компоненты, - возможно, в будущем они станут в более удачном сочетании предметом нашего особого внимания. Просто, определив ценовую категорию, мы попытались определить значимость тех или иных замечаний и наблюдений.

Естественно, сразу слушали без фильтра. В таком сочетании голоса потрясали чистотой, какой-то неземной артикуляцией, почти ощущением присутствия. Когда первые восторги слегка улеглись, появилось много претензий к локализации и объёмности. Свойства участников причудливо переплелись, не станем анализировать это подробно, а проследим, как менялась картина при включении через фильтр (оконечник мы подключали к мощному выходу, а предваритель и CD - к отдельным стабилизированным).

Ну, скажем, "Wonderworld" Uriah Heep стал намного громче. Появился основательный бас, локализация и что-то знакомо-долгожданно виниловое. Подробности в первый момент как будто исчезли, а потом вновь стали появляться, но уже какие-то более массивные и осознанные, выстроенные в единую систему. Минут через 10 показалось, что примирение достигнуто. Да, может, оно и наступило за счёт некоторого снижения рельефности, динамики голоса на самых пиках, мощного органного соло.

Или, к примеру, "A Trick of the Tail" Genesis - вечный камень преткновения с шестиструнным басом и басовой педалью, уводящими всё низкое куда-то далеко к 30 герцам. И всё это на фоне многоголосия и обилия музыки, которое в то время ещё существовало. Тем, кто не верит в очищение сети, советую послушать. Именно это позволило собрать всё в единое мощное ядро в лучших традициях Genesis тех времён.

И последнее предпочтение новой сети хотелось бы отдать при звуках симфонического оркестра. Вагнер не терпит грязи. Исчезли намёки на вульгарность медных, восторжествовала упорядоченность и основательность.

Но не всё так просто. Sabina Sciubba из Naim'овского альбома так и не сдалась. Я бы её всё-таки предпочёл слушать без фильтра, несмотря на то, что гитара Форсионе повисает в воздухе. Есть в такой версии что-то искренне живое. Условность? Но это прекрасная условность...

Были и другие отрывки, но они не меняют тенденции. Скажем так: победа, но победа по очкам. В High End'e крайне редко бывают решительные нокауты. Если здесь изначально было что-то не так, то мы уже об этом говорили - не оптимально подобранная система. Фильтр не спасёт от явных перекосов, но, скорее всего, поможет вам поставить в звуке решающую точку, когда всё остальное сделано по правилам. Мощный инструмент!

И, конечно, домашнее кино. Именно среди его инсталляторов наблюдается повышенный интерес к модификации электросети, потому как именно там сходятся вместе многоканальный звук, цифровое засилье DVD и процессоров, плазма, легко генерирующая в сеть букет помех.

Мы решили посмотреть: плазмa Fujitsu 61" ($29500), DVD-плейер Denon DVD 5000 Gold ($2958), AV-процессор Sony DVP-NS9000 ES и многоканальный усилитель Sony TA-N9000 ES ($2700 за оба). Акустика - BC Acoustique. Фронт - Wall 217 ($1100), центр - Moscade MC 07 ($270), тыл - Moscade MF 07 ($600). Сабвуфер REL Q400 ($1650).

В мощные розетки фильтра мы включили плазму, оконечный усилитель и сабвуфер. Всё прочее получало свой паёк питания от стабилизированных выходов. Как описать то, что получилось? Всякого рода сравнения оттенков цвета куртки Брэда Питта вам наверняка уже смертельно надоели в предыдущих тестах, хотя мы опять-таки используем "Fight Club". Именно на нём и отмечена значительная разница (всё же NTSC - это порода!).

Но сначала хотелось бы о звуке. В отличие от некоторых лент, где всё сосредоточено в центральном канале, а остальное как-то лениво подтягивается при наличии музыкального фона и стрельбы, здесь все направления активно задействованы, напряжение не ослабевает до последней минуты. А музыка довольно-таки сложная для передачи - заумная электроника. Вдруг динамика явственно расширяется. Становится просторнее, больше баса, диалоги отчётливы. А самое главное - любые звуковые эффекты уже не кажутся эффектами, а логически вплетаются в общую драматургию фильма. Великолепно! Значительный плюс фильтру.

И всё же об изображении. Становится понятным, что в бледность можно добавить жизни, схематические линии превращаются в живое лицо, установившийся спектр несколько расширяется. Смотрим на красный, зная, что это не самое сильное место любого плазменного экрана. Снимается какой-то газовый шлейф, на ткани появляются реальные складки. Чёрный становится более чёрным, что ныне очень актуально в рассуждениях о получаемой картинке.

Можно предположить, что всё это - воздействие не непосредственно на плазму, а скорее на DVD-проигрыватель и процессор, где дважды фильтруются помехи внешние, от плазмы и взаимные.

Оба варианта сравнивались не один раз, и можно уверенно заявить, что результат однозначный - всё становится более похожим на фильм в кинотеатре, что, наверно, достойный результат любых модификаций домашнего кино.

Что можно сказать о наших экспериментах? Как всегда, никаких чудес не обнаружено. Имеется очередной инструмент, умелое применение которого позволяет достичь большей гармонии в инсталляциях. В обеих системах цена кондиционера составила мене 10% от их стоимости. Полученный результат при таком соотношении весьма значителен.

Что касается аудио, то там, естественно, нужна огромная кропотливая работа. Интуитивно кажется, что данная структура наилучшим образом покажет себя с раздельными компонентами транспорт - конвертор и пред - оконечник. При этом придётся перебрать множество вариантов (даже стабилизированные розетки звучат как-то по-разному). Важно сочетание полярностей сетевых вилок, ибо на изолированных выходах оно становится неопределённым. Кстати, совсем не исключено, что некоторые из этих изолированных потребителей придётся всё же заземлить. Каждый последующий шаг будет почти неуловим, результат проявится медленно, но основательно. То есть, как всегда в High End'e, все рассуждения сводятся к одному слову - пробовать. Есть существенные резервы.

Для кино данное устройство можно рекомендовать практически однозначно, - ужасные переплетения сетевых проводов, возникающие при инсталляции, априори требуют какой-то развязки и упорядоченности. Там, кстати, тоже не помешает возня с полярностью вилок и заземлениями - особенно в DVD и процессорах. Не будем забывать и о защите от перенапряжений дорогостоящей армады, ремонт которой, по решению суда, в этой стране вам не оплатит никакая электрическая компания.

В целом выясняется, что борьба за выживание возможна. Приятно также, что изложенные нами ранее теоретические идеи в значительной мере нашли своё подтверждение на практике. Кстати, в том же магазине не в меру эмоциональному покупателю объяснили, что с самого начала итальянские сверкающие трубы можно было дополнить несложным фильтром. Тогда сегодня пришлось бы менять только его, что существенно дешевле.

www.hi-fi.ru

Кондиционеры питания Audience Adept Response aR6

«Музыка и тишина тесно взаимосвязаны, потому что музыка возникает из тишины, а тишина полна музыки», — это глубокое высказывание знаменитого французского мима Марселя Марсо открывает раздел кондиционеров питания на сайте американской компании Audience. Впрочем, было бы ошибочным  думать, что весь смысл её продукции сводится исключительно к устранению шумов и наводок, проникающих в аудиотракт из сети питания. Для достижения тишины, столь необходимой для музыки, Audience идёт дальше.

Audience_DSC_0840

Просто, но не легко

Прежде, чем перейти к рассказу об особенностях её продукции, следует заметить, что начинала компания с разработки акустики (и по-прежнему её выпускает). Главная идея, положенная в основу колонок Audience — отказ от всего, что портит звук, то есть кроссоверов с их индуктивностями и емкостями, которые вносят неизбежные фазовые сдвиги, и от которых приходится избавляться с помощью дополнительных элементов, вносящих свои искажения. Был выбран простой, но отнюдь не легкий путь: в акустике Audience используются исключительно широкополосные драйверы фирменной конструкции. И никаких кроссоверов.

Позже выяснилось, что имеющиеся на рынке кабели не позволяют в полной мере раскрыть потенциал этой акустики, и компания занялась созданием своих, причем не только акустических, но также межблочных и силовых. Следующий логический этап в развитии Audience — разработка кондиционеров питания, причем с той же философией, что была положена в основу колонок: отказ от всего, что портит звук, пусть и с благими намерениями. И поиск своего решения, которое позволяет решить проблему, не убивая музыку.

Audience_DSC_0841

Молчание — музыка

Все модели семейства Adept Response являются пассивными устройствами, в них нет массивных трансформаторов и сложных электронных схем, которые приносят больше вреда, чем пользы. Кондиционеры Adept Response не обладают собственным «голосом», можно сказать, что сами они молчат, давая возможность «высказаться» всем остальным компонентам системы, позволяя им раскрыть свой музыкальный потенциал.

В частности, в кондиционерах Adept Response не используются металлооксидные варисторы, которые повсеместно применяются для подавления импульсных выбросов напряжения. Они очень быстро выходят из строя и начинают сами генерировать помехи и ограничивать динамику.  Вместо них устанавливаются защитные схемы собственной конструкции — надежные, быстрые и не вносящие искажений.

Audience_aR6_angle

Концепция кондиционеров Adept Response предполагает, кроме эффективного подавления помех и выбросов напряжения, также достижение минимального импеданса (именно это позволяет устройству питания не оказывать пагубного влияния на динамику), устранение помех в широком диапазоне частот (а не только радиочастотных, как в большинстве других фильтров).

Эти цели достигаются за счёт продуманной схемотехники, тщательного отбора всех компонентов, криогенной обработки всех токопроводящих цепей и элементов. Некоторые критически важные компоненты Audience производит сама — это изолирующие трансформаторы, конденсаторы, выходные розетки и т.д. Все индуктивности имеют близкое к нулю сопротивление, что и позволяет в итоге снизить общий импеданс кондиционера. По той же причине не используются традиционные термические предохранители — они меняют своё сопротивление при увеличении проходящего через них тока и не только увеличивают общий импеданс устройства, но и ограничивают питающую энергию как раз в те моменты, когда она более всего необходима. В кондиционерах Adept Response применяются исключительно магнитные предохранители, причём лучшие из тех, что сейчас производятся.

Audience_DSC_0843

Кормить других, но не себя

Особые меры предприняты для коррекции фактора мощности (PFC — power factor correction) — иными словами, для снижения потребления реактивной мощности самим кондиционером. Благодаря этому удаётся оптимизировать фазовые сдвиги между напряжением и током, обеспечив тем самым лучшую передачу энергии.

Впрочем, довольно теории — пора уже перейти к самому оборудованию.

Наиболее популярны кондиционеры линейки aR6 — они оснащаются шестью выходными розетками, чего хватает для большинства серьёзных аудиосистем. Отдельные их группы не просто изолированы друг от друга, но и отличаются по частотам фильтрации.

Audience_DSC_0848

Первая пара розеток, расположенная рядом с выключателем, предназначена  для усилителей (мощности и интегральных), их фильтры эффективно подавляют НЧ-помехи. Средняя пара подходит для предусилителей, эквалайзеров, аналоговых источников (например, кассетной деки) — здесь применяются фильтры СЧ. Третья пара — для CD/DVD проигрывателей, ЦАПов, медиасерверов и других цифровых источников, там приоритет отдан ВЧ-фильтрации.

В линейке три модели: базовая aR6, aR6 TS и aR6 TSS. В двух последних используются фирменные тефлоновые конденсаторы Aura T-o Teflon. А модель TSS оснащается дополнительным фирменным S-фильтром, который сводит к минимуму уровень гармоник в питающем напряжении.

Audience_DSC_0846

Все три модели доступны в двух вариантах оформления — серебристом или чёрном.

Рекомендуемые розничные цены в России (в пересчёте на рубли по текущему курсу): aR6 — €4370, aR6-TS — €6250, aR6-TSS — €7500. Каждая модель может быть укомплектована фирменным кабелем Au24  powerChord SE, это обойдётся ещё в €2065.

Audience_IMGP9664

www.salonav.com

Шесть заблуждений о кондиционировании

Существует множество заблуждений относительно работы кондиционера. Развенчаем самые распространенные из них.

Опубликовано: 25 июля 2016 г.

Кондиционер - источник простуды. Разумеется, если долго находиться возле прибора так, чтобы он дул прямо на вас, подхватить простуду можно. Но. Кондиционер снабжён специальными заслонками, изменяющими направление потока воздуха. При правильном их расположении прибор не способен нанести вреда здоровью, тем более, что современные устройства снабжены специальными автоматическими жалюзи, которые позволяют равномерно рассеивать потоки воздуха в помещении.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТПонятие «кондиционеры» появилось почти 200 лет назад, когда в 1815 году Жанн Шабаннес получил патент в Британии на метод кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях.Однако, первые кондиционеры появились только в 1902 году в Бруклинской типографии и предназначались для борьбы с влажностью, которая портила печатные краски.

Кроме того, необходимо правильно установить кондиционер. Его лучше расположить таким образом, чтобы он не дул никому в спину. Поэтому при заказе кондиционера сообщите, как располагаются диван и кровать в квартире.

Если есть кондиционер, можно не проветривать помещение.Ни один кондиционер не помогает проветривать помещение. Многие путают вентиляцию и кондиционирование воздуха и считают, что внешний блок агрегата качает свежий воздух извне. На самом деле он служит для охлаждения циркулирующего внутри него хладагента.

Приток воздуха с улицы способны осуществлять только канальные кондиционеры, вмонтированные в потолок и стены здания. Правда, в некоторых оконных моделях предусмотрена заслонка, которая позволяет подавать свежий воздух, но небольшими порциями.

Кондиционер очищает воздух, но он работает только с тем, что уже имеется внутри помещения. Поэтому проветривать дом необходимо. Лучше устроить сквознячок перед сном хотя бы на полчаса.

Кондиционеры - разносчики бактерий.Существует миф, что во влажной среде кондиционера быстро размножаются легионеллы. Эти бактерии плодятся исключительно в системах центрального кондиционирования, работающих по принципу оборотного водоснабжения. В России сейчас подобные системы не используются.

 

В бытовых кондиционерах из-за грязного фильтра в дренажной ванне могут появиться неприятный запах и вредные бактерии. Поэтому большинство кондиционеров стоит чистить хотя бы раз в месяц и вовремя менять фильтры. В некоторых современных моделях кондиционеров применяются самоочищающиеся фильтры, которые требуют чистки и замены фильтра реже.

Чем мощнее, тем лучшеНет никакого смысла ставить супермощный агрегат в небольшом помещении. Такие кондиционеры могут создавать сильные воздушные потоки, от которых и вы простудитесь, и бумаги с вашего стола будут порхать бабочками. Противоположная ситуация не лучше: в большом зале компрессор маломощной модели сгорит через месяц от чрезмерной нагрузки. Вычислите требуемую мощность заранее.

1 кВт охлаждающей мощности рассчитан приблизительно на помещение в 10 квадратных метров при высоте потолка до 3 м.

Если окна большие, выходят на солнечную сторону, мощности потребуется примерно на 20% больше. Количество находящихся в помещении человек и тепловыделяющих аппаратов (а это все, что включается в розетку) тоже должно быть учтено: к примеру, человек излучает 0,1 кВт тепла (не считая душевного), компьютер – 0,3 кВт.

Кондиционер потребляет много электроэнергии. Бытовой кондиционер мощностью 2 кВт сам нуждается всего лишь в 0,7 кВт.Кондиционер тратит энергии меньше, чем «съедает» электрический чайник или утюг.

Кондиционеры могут заменить батареи центрального отопления.Многие кондиционеры действительно могут работать не только в режиме охлаждения, но и обогрева. Однако кондиционер в состоянии поддерживать комфортную температуру в помещении, только если температура на улице не ниже –7°С. Этот показатель не зависит от марки или мощности машины: таковы физические свойства охлаждающего вещества.

Зимой у большинства кондиционеров обмерзает наружный блок, что приводит к поломке. Поэтому гораздо рациональнее использовать кондиционер в межсезонье: это экономически выгоднее и безопаснее для агрегата.

Опубликовано: 25 июля 2016 г.

zdr.ru

» Valley of Winds

С возвращением жары при обсуждении мощности Инвертора бесперебойного питания для дома (а особенно — для дачи) стали часто задавать вопрос - можно ли подать бесперебойное питание и на кондиционер? Потому что все понимают — кондиционер заметно увеличит требования к источнику резервного питания.

Это действительно так, кондиционер требует большей мощности от Источника резервного питания. Но все же ожидания катастрофичной «прожорливости» кондиционеров часты завышены. О двух основных заблуждениях подробнее в статье нашего партнера:

  1. Путаница между мощностью охлаждения  и электрической мощностью
  2. Разница  между старыми кондиционерам и Инверторными кондиционерами.

1. В чем разница между мощностью кондиционера и электрической мощностью?

Мощность охлаждения (она же «тепловая» мощность) – это, пожалуй, основная характеристика кондиционера, на которую в первую очередь смотрят при выборе.  И многие даже знают формулу примерного расчета нужной мощности — 1 кВт охлаждающей мощности на каждые 10 квадратных метров при высоте потолков 2,8 - 3,0 м. Но при этом именно эту мощность часто путают с потребляемой от сети электрической мощностью.

К слову, на удивление часто этой ошибкой грешат «местные» поселковые электрики. Едва взглянув на табличку на блоке компрессора и высмотрев среди иностранных слов знакомый символ kW,  они уверено заявляют вам, что именно столько кВт и потребляет ваш кондиционер. Настоящее же потребление электричества на табличке чаще указывается в Амперах, и его попросту не замечают, потому что уже «нашли» нужную характеристику.

На самом деле любой, даже самый древний кондиционер потребляет примерно в три раза меньше электрической мощности, чем дает «тепловой» (современные – и до 4.5 раз!). Никаких чудес и нарушений законов физики здесь нет, потому что энергия тратится не на «выработку» холода, а на «перекачку» тепла между помещением на улицей.

То есть кондиционер для одного небольшого помещения, вроде спальни, тепловой мощностью 2,5 кВт реально потребляет меньше 1 кВт (около 800 Вт) — меньше чем электрочайник! Поэтому его вполне допустимо подключить к резервному питанию.

Если ориентироваться на  минимальное сохранение комфорта –  кондиционер 2-3кВт на одну спальню, то это даст дополнительную нагрузку на систему бесперебойного питания 800-900Вт, а это значит:

  • что нагрузка на аккумуляторы, конечно, вырастет ощутимо, но не настолько, чтобы сделать систему бесперебойного питания бессмысленной.
  • что скорее всего даже с этой нагрузкой получится уложиться в наиболее популярный номинал Инвертора 3кВт – 4кВт.

То есть число аккумуляторов в батарее желательно увеличить, но брать более мощную (и дорогостоящую) модель Инвертора 220В, скорее всего, не обязательно.  Мощность 3-4кВт и так обычно выбирается с возможностью временного запуска какого-либо мощного прибора (утюг/фен).

Поэтому вполне можно завести на резервное питание один небольшой кондиционер, а решать — включать или не включать,  уже по ситуации.

2. В чем разница между инверторными и неинверторными кондиционерами

Если всерьез оценивать возможность бесперебойного питания кондиционера, имеет смысл разобраться в преимуществах более дорогих, но и более совершенных Инверторных кондиционеров.

1. Экономное потребление энергии.

Классический кондиционер  работает по простому алгоритму холодильника – включается, когда температура превышает заданный порог, работает на максимальной мощности и «ударно» охлаждает воздух до нужной температуры, потом выключается до следующего цикла. При этом обычный кондиционер каждый раз по новой снижает повысившуюся температуру и всегда работает на максимуме мощности.

Инверторный кондиционер, в отличие от классического, работает непрерывно, но при этом плавно меняет мощность.

С какого-то момента Инверторный кондиционер выходит на режим поддержания, который гораздо экономичнее, так как не нужно сильно понижать температуру. По примерной аналогии  это похоже на разницу в расходе топлива при свободном движении по трассе и при «движении»  в городских пробках — с  периодическим троганьем с места.

Благодаря этому свойству Инверторный кондиционер в среднем потребляет на 30% меньше электроэнергии, чем  обычный.

2. Низкие пусковые токи

У обычных кондиционеров (а в особенности у бюджетных моделей) ток в момент запуска компрессора может превышать номинальное значение в 5-7 раз. Это ощутимый удар по электросети, особенно в старых домах. Возможно, вам даже знакома прелесть этих «ударов» по электропроводке, если ваша городская квартира – в старомосковском районе, в доме старого фонда, а в подъезде обитают «бережливые» соседи, выгодно сэкономившие на цене кондиционера.

Практически все кондиционеры Инверторного типа имеют технологию плавного пуска, которая снижает пусковые токи. Благодаря этому возможна установка кондиционеров в помещениях со старой электропроводкой, не рассчитанной на пусковые токи и высокие нагрузки неинверторных моделей.

Низкие пусковые токи Инверторных кондиционеров снижают и требования к мощности Инвертора бесперебойного питания.

Кроме этого, Инверторные кондиционеры имеют другие преимущества, не относящиеся к вопросу энергопотребления и подключения к резервному питанию, но от этого не менее значимые:

  • у инверторных кондиционеров больший срок службы, так как они реже проходят вредный для техники цикл «включения-выключения»
  • в режиме поддержки поток из инверторного кондиционера не имеет резкого контраста с температурой в комнате, поэтому  в помещении не возникает сквозняков, типичных для обычных кондиционеров, создаются более комфортные условия и практически отсутствует риск простуды
  • инверторные кондиционеры намного тише, чем обычные кондиционеры. Даже при максимальных оборотах компрессора шум от их работы обычно меньше любых других неинверторных моделей, да и требуется такой режим значительно реже.
  • как правило, инверторные кондиционеры имеют функцию реверсирования (то есть обратного перемещения тепла – для обогрева), что дает возможность эффективно работать при минусовых температурах воздуха на улице на обогрев помещения.

Разумеется, при таком наборе преимуществ не обойтись без недостатков.

Закономерный недостаток Инверторных кондиционеров – более высокая стоимость в сравнении с традиционными. Также, из-за наличия сложной силовой электроники, Инверторные кондиционеры имеют более высокую чувствительность к нестабильности питающего напряжения.

Поэтому, если вы выбираете Инверторный кондиционер исходя из соображений его повышенных потребительских качеств, например, для детской комнаты, где важны постоянство температуры (отсутствие сквозняков) и тишина, то вопрос «можно ли подключать Кондиционер к бесперебойному питанию»  фактически снимается – подключать желательно. Также  в этом случае в дополнение к бесперебойному питанию целесообразно использовать стабилизатор напряжения.

вверх

www.valleywinds.ru


Смотрите также