Что такое испаритель кондиционера — предназначение и обслуживание. Испаритель кондиционера


неисправности, виды и чистка и

Кондиционеры и сплит-системы стали сегодня неотъемлемым атрибутом жилья человека. Если раньше это больше считалось роскошью и привилегией зажиточных людей, то сегодня кондиционеры стали необходимостью и никого уже не удивишь мощной климатической техникой со стильным дизайном в своем доме.

Одним из неотъемлемых атрибутов кондиционерного оборудования считается испаритель кондиционера, о котором и пойдет речь в нашей статье. Но сперва давайте разберем его конструкцию, чтобы понять, какое место в ней занимает испаритель.

Чистка внутреннего блока так же, как и чистка внешнего, выполняется в соответствии с техническими условиями

Чистка внутреннего блока так же, как и чистка внешнего, выполняется в соответствии с техническими условиями

Итак, в сплит-системе используются следующие узлы:

  • конденсатор и капиллярная труба;
  • испаритель и компрессор;
  • соединительные трубы;
  • вентилятор.

Эти элементы названы не в хаотичном порядке, а в очередности подключения к рециркуляционной фреоновой системе. Испаритель, будучи одной из основных частей кондиционера, способен на охлаждение не только воздуха в той комнате, где стоит устройство, но и воды или антифриза. Что касается основной его характеристики, то ею без сомнения является производительность. Она зависит от плотности и температуры создаваемого вентилятором воздушного потока, а также от того, какой хладагент применяется.

На какие виды делятся испарители?

Современными компаниями-производителями выпускаются различные виды испарителей. Некоторые из них предназначены для охлаждения воды, основная же задача других – делать более прохладным воздух. Для понижения температуры жидкостей используются пластинчатые и кожухотрубные испарители. К особенностям пластинчатых относятся следующие качества и характеристики:

  • сравнительно маленький размер и вес;
  • для того чтобы стабилизировать функционирование кондиционера при частых включениях и выключениях при резких изменениях температур нужно установить емкость для малого объема жидкости;
  • благодаря солидной площади взаимодействия фреона и жидкости становится возможным качественное охлаждение;
  • применяются в охладительных системах невысокой мощности.

Кожухотрубные испарители во многом отличаются от пластинчатых, и в первую очередь собственным строением. Они состоят из кожуха, выполненного из стали, к которому на кронштейнах закреплены трубки, необходимые для обеспечения передвижения по ним фреона. Местонахождение жидкости – главный объем кожуха. Оттуда она подается по специально отведенным для этого каналам, расположенным в перпендикулярном положении по отношению к трубкам. Такая конструкция обеспечивает оптимизацию теплообмена.

Наружный и внутренний блоки

Наружный и внутренний блоки

Следует выделить такие особенности кожухотрубных приборов:

  • для более эффективного охлаждения в них задействовано несколько контуров;
  • характеризуются значительной тепловой инерцией;
  • используются в сплит-системах высокой мощности;
  • такие испарители не оборудованы дополнительными емкостями, а также тонкой настройкой.

Испарители, предназначенные для охлаждения воздуха, по собственной конструкции схожи с масляными радиаторами, использующимися в автомобильном транспорте. Для того чтобы максимального равномерно и эффективно охлаждать пространство, в них задействовано сразу несколько контуров. Если говорить о конфигурации, то это расположенные в ряд пакеты оребренных трубок.

Для чего нужно чистить кондиционерный испаритель?

Чем дороже и качественнее кондиционер, тем лучше он защищен от различного рода неисправностей и поломок. Однако любая сплит-система нуждается в периодической чистке, в противном случае возможно появление не совсем приятных проблем с ней. Дабы не допустить такого развития событий, должна регулярно проводить чистка испарителя кондиционера, который вы используете, независимо от того, покупали вы бюджетную модель, или же довольно дорогостоящий агрегат.

Наружный блок до чистки

Наружный блок до чистки

Чтобы понять, почему кондиционерам необходима чистка, давайте подробно разберем их строение. Итак, состоят они из 2 блоков – в первом стоит вентилятор, во втором радиатор. Соединение и единую работу этих блоков обеспечивает трубопровод. По нему движется хладагент под большим давлением (до пятнадцати атмосфер). При работе оборудование нагревается, и для того, чтобы оно не сломалось, требуется охлаждение.

Эта функция автоматически встроена в сплит-систему, однако если на узлах накопилось много пыли или грязи, то охлаждение будет сильно затруднено (связано это с тем, что такой «слой» нарушает воздухообмен, что в свою очередь вызывает перегрев техники). Прибегая к чистке систем кондиционирования, вы сможете всегда поддерживать в чистоте все ее узлы, соответственно и угроза перегрева в таком случае сводится на нет.

Вдобавок к этому, при высокой влажности в помещении внутри сплит-систем могут проникать бактерии и образовываться грибок. Из-за этого появляется весьма неприятный затхлый запах. Именно поэтому при очистке в специализированных фирмах применяются соответствующие химические средства, борющиеся с грибком и сохраняющие нормальный запах.

Для проведения очистительных процедур испарителя и других узлов сплит-системы оптимальным решением станет обращение к услугам компаний, которые занимаются такой деятельностью. Во-первых, только профессионал знает, как правильно разобрать и собрать систему кондиционирования (а без этого не обойтись, если вы хотите прочистить все узлы) – человек, который ни разу этого не делал и не имеет необходимых знаний, вряд ли справится с этой задачей хорошо.

К примеру, он может с горем пополам разобрать конструкцию, а вот назад, увы, собрать ее у него не получится, ввиду отсутствия опыта. Во-вторых, только у специалистов есть на «вооружении» все требуемые аэрозоли и средства, которые увеличивают эффективность от проделанных работ.

Наружный блок после чистки

Наружный блок после чистки

Из-за чего ломаются испарители и как избежать неисправностей?

Наиболее частые причины поломок данного элемента кондиционера, связаны, прежде всего, не с заводскими браками или какими-то факторами, не зависящими от владельца климатической техники, а с несоблюдением правил эксплуатации. Заострить внимание стоит на следующих моментах:

  1. Нельзя использовать кондиционеры в местах с слишком низкой температурой (более низкой, чем предусмотрена производителем). Это приведет к тому, что хладагент будет поступать в компрессор в крайне холодном состоянии, что негативно сказывается на всех компонентах агрегата.
  2. Сплит-система длительное время работает с загрязненными фильтрами. Из-за этого может страдать не только испаритель, но и другие элементы, ведь грязные фильтры нарушают нормальный теплообмен внутри устройства. Одним из возможных результатов функционирования сплит-системы в таких условиях может стать выход из строя испарителя.
  3. Нередко возникновение поломок напрямую связано с неграмотным монтажом. В связи с этим настоятельно рекомендуем – после того, как вы купили технику и столкнулись с необходимостью выполнить ее правильную установку, вам следует найти компанию, которая занимается этим. Ее мастера быстро и качественно справятся с этой задачей, а вот самостоятельные попытки монтажа могут стать причиной возникновения неприятных ситуаций.

Помимо этого, в некоторых случаях «виновным» в поломке испарителя, бывает слабо работающий обдувающий вентилятор. Также проблемы с ним иногда появляются ввиду того, что фреон не успевает приобретать газообразную консистенцию.

Загрязнённые фильтры вызывают осложнения у тех, кто страдает астмой, аллергией

Загрязненные фильтры вызывают осложнения у тех, кто страдает астмой и аллергией

Если вы хотите надежно защитить своего незаменимого помощника, который спасает вас в невыносимо жаркую летнюю погоду, и сделать его жизнь как можно более продолжительной и «беззаботной», то необходимо регулярно осуществлять чистку фильтров (желательно делать это ежемесячно) и проходить сервисное обслуживание.

При этом нужно понимать, что выполнение вышеперечисленных процедур не может гарантировать полную «неуязвимость» перед любыми неисправностями, ведь причин их может быть огромное множество, однако в профилактике наиболее часто встречающихся поломок данные советы очень важны.

Как можно понять из нашей статьи, испаритель является важным компонентом всех кондиционеров, и поэтому нуждается в особом внимании к себе, выражающимся в систематической чистке и правильной эксплуатации. Эти правила отсрочат ремонт на длительный срок, однако если вы все-таки столкнетесь с выходом из строя этой детали, самым разумным выбором станет обращение к профессиональным фирмам для устранения изъянов.

klivent.biz

Испаритель автокондиционера – учимся чистить своими руками + Видео » АвтоНоватор

В летнюю жару одним из главных устройств для комфортной езды является, безусловно, кондиционер. Автокондиционер в процессе работы нуждается в периодической чистке и дозаправке. Если дозаправку можно производить по мере снижения температуры потока холодного воздуха, то чистка проделывается в обязательном порядке минимум 2 раза в сезон.

Испаритель – элемент автокондиционера

Испаритель – это один из главных элементов автокондиционера, который использует внутри своей системы фреон и постоянно поддерживает его температуру в рамках 0–5 градусов. Работа испарителя устроена таким образом, что воздух при нагнетании компрессора проходит через устройство и охлаждается до 6–12 градусов.

Фото испарителя автокондиционера, abw.by

Во время охлаждения воздуха в испарителе происходит конденсация. Сконденсированная влага стекает на ребра решетки испарителя в специальный поддон, откуда уже попадает наружу. В процессе нагнетания воздуха внутрь системы вместе с ним на испаритель автокондиционера попадает пыль.

Запах из кондиционера – первый признак накопившейся внутри автомобиля пыли, по которому проводится чистка испарителя.

На фото - запах из кондиционера автомобиля, uadrivers.com

Еще один верный способ узнать, не нуждается ли кондиционер в избавлении от пыли – провести замер количества конденсата. Как показывает практика, при нормальной работе испарителя за 1 час происходит конденсация и выделение 1–1.5 л влаги. Подставьте под выходное отверстие для конденсата емкость и через 15 минут посмотрите, сколько воды накопилось. За это время должно быть не меньше 250 мл. Если меньше – нужна чистка.

Чистка испарителя – подготовительный этап

Чистка входит в перечень услуг в каждом автосервисе, да и в домашних условиях провести ее не так уж сложно.  Она не займет у вас много времени и сил, но терпением запаситесь, особенно если будете делать это впервые. Чтобы производить чистку самостоятельно, требуется обычный набор инструментов, а также моющая жидкость для кондиционеров, которую можно купить в любом авто-магазине. На жидкости экономить не стоит и лучше купить анти-грибковую.

Фото средства для чистки испарителя кондиционера авто, renault-drive.ru

Перед выполнением работ стоит немного просушить испаритель от влаги, которая уже накопилась на нем. Для этого включаем кондиционер на подачу горячего воздуха, перекрываем подачу воздуха снаружи, включаем круговую циркуляцию воздуха внутри салона и открываем окна в автомобиле. На регуляторе нужно установить максимальную скорость потока воздуха. Такая процедура должна выполняться в течение 10–20 минут.

На фото - подготовительный этап чистки испарителя автокондиционера, agg.by

Чистка проводится как со снятием испарителя, так и без этого. Мы рассмотрим именно второй случай, поскольку снимать испаритель самостоятельно все же не рекомендуется. В большинстве автомобилей он находится возле вентилятора печки, который в свою очередь находится сзади бардачка с пассажирской стороны автомобиля. При помощи отвертки аккуратно снимаем бардачок, затем шумоизоляцию и приступаем к процессу чистки.

Чистка от пыли – работаем с химией

Берем ранее купленный баллончик с химической жидкостью, встряхиваем его несколько раз, подключаем небольшой удлинитель к выпускному клапану и приступаем к работе. Процесс заключается в том, чтобы провести опрыскивание из баллончика между всеми «ребрами» испарителя. Чистку нужно произвести в два этапа, с интервалом в 20–30 минут. Первый раз опрыскивание из баллончика преследует цель смочить всю пыль, а во второй раз – выдуть то, что само не отпало.

Фото чистки испарителя кондиционера автомобиля, auto-mir.com

Чтобы химическое средство максимально подействовало на ваш испаритель и убило все микробы и грибки, советуем только через час приступить к обратной сборке панели автомобиля. Этого времени хватит, чтобы система просохла, и остатки химии улетучились. После очистки кондиционера от пыли рекомендуется заменить фильтр салона, если такой имеется в вашем автомобиле, и провести чистку воздушных каналов в торпеде.

На фото - замена фильтра салона, auto2111.narod.ru

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

виды, где находится и как снять, как чистить

Современный человек относится к климатической технике ужу не как к предмету роскоши, а реальной необходимости. Особенно в условиях большого города, где наружный воздух не отличается чистотой, кондиционер позволяет людям внутри помещений дышать более чистым воздухом.

Но в процессе эксплуатации порой возникают всевозможные проблемы с корректной работой этих устройств. Чаще всего неприятности случаются в таком элементе, как испаритель кондиционера.  Как с этим бороться и что можно сделать своими силами разберем в этой статье. Но для этого прежде необходимо познакомиться с устройством климатического оборудования.

Кондиционер Mitsubishi Electric

Из чего состоит кондиционер

Все модели кондиционеров работают по одному принципу и имеют, практически, одинаковое устройство, состоящее из таких деталей, как:

  • испаритель;
  • конденсатор;
  • соединительные медные трубки;
  • вентилятор.

Все эти узлы поочередно подключаются к системе рециркуляции фреона. Испаритель является, несомненно, одним из  главных элементов в устройстве кондиционера. Он может не только охлаждать воздушные массы, но и ту жидкость, которая находится в конденсаторе – антифриз либо какую другую. Испаритель характеризуется  по своей производительности, которая зависит от типа хладагента, температуры  и мощности воздушного потока, создаваемого при помощи вентилятора.

Какие бывают испарители?

В современных кондиционерах производители устанавливают различные виды испарителей отличающихся по своей функциональности и конструкции. По функциональности различаются испарители, которые способны охлаждать только воздух и те, которые могут охлаждать жидкости.

Упрощенная схема холодильного контура

В зависимости от выполняемых функций испарители по конструкции подразделяются на пластинчатые и кожухотрубные. И те и другие предназначаются для охлаждения жидкостей.

Пластинчатые испарители имеют небольшую массу и малые габариты. В них устанавливается емкость небольшого объема. Это стабилизирует работу климатического устройства, если в процессе эксплуатации предполагается частое включение и выключение кондиционера или резком изменении температуры охлаждаемой жидкости и облегчает такой процесс, как чистка испарителя кондиционера.

Хороший эффект охлаждения достигается вследствие соприкосновения фреона и  жидкостей, находящихся в конструкциях большой площади. Как правило, пластинчатые испарители используются для кондиционеров небольшой мощности.

Кожухотрубные испарители отличаются от пластинчатых, своей конструкцией. Здесь имеется кожух, изготовленный из стали, в главном отделе которого  находится охлаждаемая жидкость или вода. Для ее движения есть специальные каналы, которые по своему положению размещаются перпендикулярно трубкам, по которым циркулирует фреон. Сами же трубки крепятся к кожуху испарителя, отсюда и название испарителя – кожухотрубный. Подобная конструкция испарителя наилучшим образом обеспечивает качественный теплообмен.

Кожухотрубные испарители отличаются следующими характеристиками:

  • В процессе охлаждения участвуют несколько контуров.
  • Имеют существенную тепловую инерцию.
  • Могут применяться для оснащения высокомощных сплит–систем.
  • В данных устройствах нет дополнительных емкостей, а также они не имеют функции тонкой настройки.

Кожухотрубные испарители

По внешнему виду эти испарители представляют собой ряд кассет, состоящих из оребренных трубок малого диаметра. По своей конструкции данные устройства аналогичны автомобильным масляным радиаторам, где для максимально качественного охлаждения задействованы одновременно несколько контуров.

Необходимость периодической очистки испарителя

Вполне понятно, что качественный кондиционер, кроме своей цены имеет дополнительную защищенность от случайных поломок. Но, несмотря на тип или ценовой диапазон климатического устройства, все они нуждаются в периодическом обслуживании, которое включает в себя и такую процедуру, как очистка испарителя кондиционера. Однако прежде, чем решиться на подобное действие, необходимо представлять себе, как устроен сам испаритель.

Современные сплит системы включают в себя два блока. В одном блоке располагается радиатор испарителя кондиционера, в другом вентилятор. Оба блока соединяются некоторым количеством медных трубок, по которым под высоким давлением циркулирует фреон.

В процессе работы кондиционер достаточно сильно нагревается и для его охлаждения предусмотрена специально разработанная система, встраиваемая в конструкцию кондиционера. На эффективность работы этой системы в большой мере оказывает ее состояние чистоты. Когда здесь скапливается масса пыли и грязи, то создается подобие шубы на охлаждающей системе, вследствие чего нарушается циркуляция воздуха, теплообмен и как следствие – перегрев устройства.

Очистка испарителя

1-Испаритель; 2-Турбина; 3-Дренажная ванная

Если вовремя почистить испаритель кондиционера, угроза поломки климатического устройства исчезает. Кроме этого, следует учитывать, что накопленная пыль и  грязь, в содружестве с повышенным уровнем влажности в помещении  создает благоприятные условия в кондиционерах для размножения болезнетворных бактерий и микробов, которые вместе с воздушными потоками разносятся по всему дому. Об этом может свидетельствовать неприятный запах, доносящийся из сплит системы.

Если вы не знаете, как снять испаритель кондиционера, или просто не рискуете это делать, лучше, конечно, обратиться в специализированную организацию, которая занимается обслуживанием и ремонтом кондиционеров.  Специалисты подобных контор в тонкостях знают устройство климатического оборудования  и, как правило, имеют опыт и знания.

Если даже вы решитесь разобрать свой кондиционер на составляющие, чтобы найти, где находится испаритель кондиционера,  и  основательно его прочистить, то собрать назад вряд ли получится. В таких случаях, почему то всегда остаются лишние детали. Кроме этого специалисты знают, как уничтожить все бактерии и микробы вместе с грибками, применяя специальные современные средства.

Неисправности  испарителя – причины

Как правило, поломки кондиционера по вине завода изготовителя случаются достаточно редко. Чаще всего устройство начинает работать не в том режиме, по вине потребителя, вследствие неправильной эксплуатации.

Для корректной работы кондиционера, такие процедуры, как ежемесячная чистка фильтров и периодическое обслуживание специалистом, должны стать обязательными. Это существенно продлит жизнь климатической системы и не доставит много неприятностей, когда в самый разгар жары кондиционер вдруг выходит из строя. Специалисты рекомендуют:

  • Не включать кондиционер в тех местах, где температура значительно отличается от рекомендованной производителем. Если хладагент будет иметь низкую температуру, то при поступлении его в компрессор, может нарушаться работа не только самого компрессора, но и других элементов системы охлаждения.Фильтры сплит систем
  • Чаще чистить или менять фильтры сплит систем, поскольку от их состояния напрямую зависит работа всего агрегата. В противном случае несвоевременная очистка может привести к тому, что потребуется замена испарителя кондиционера, а это лишняя трата денег, не только на приобретение самого испаритель, но и на его монтаж.
  • Достаточно часто некорректная работа кондиционера возникает по причине самостоятельного монтажа. Вы посчитали себя умелым мастером, и как результат – кондиционер работает плохо или совсем отказывается выполнять поставленные задачи.
  • Иногда причиной поломки кондиционера, а конкретно, испарителя, может послужить недостаточная мощность вентилятора, который не способен прогонять фреон, не успевший принять газообразную форму.

Это лишь некоторые причины, которые могут стать основанием для ремонта или замены испарителя. Вполне вероятно, что подобных причин может быть гораздо больше, но как показывает практика, данные рекомендации важны и не стоит пренебрегать ими.

В заключении хотелось бы заострить внимание читателей, что испаритель является важной деталью в конструкции кондиционера и ему следует  уделять достаточное внимание, чтобы работа климатической сплит системы на протяжении всего срока эксплуатации не вызывала нареканий в адрес изготовителя.

И последний совет – не занимайтесь домашними ремонтами, если появились проблемы с функционированием кондиционера для этого существуют специализированные фирмы.

Также советуем посмотреть:

climanova.ru

Чистка испарителя кондиционера авто своими руками

Как много информации уже было сказано об автокондиционерах, а как много еще будем говорить, поскольку эта тема напрямую влияет на здоровье водителя, пассажиров и на комфорт езды. В статье рассмотрим все нюансы, связанные с работой кондиционера автомобиля. Эта деталь ловит пыльный воздух и проводит его охлаждение и очистку, поэтому она в дальнейшем становится грязной и, как следствие, опасной для здоровья.

Содержание статьи

Функция испарителя

Испаритель призван выполнять одну из главных функций кондиционера. Именно в этой детали хладагент в газообразном состоянии смешивается с воздухом и второй отдает тепло. Из этого и пошло название испаритель.  Грязный испаритель автомобильного кондиционера Кондиционер может работать исключительно при включенном моторе автомобиля. Если говорить простыми словами, то принцип работы автокондиционера заключается в том, что хладагент постоянно сжимается и циркулирует при помощи компрессора. При этом во время сжатия он становится жидким, а конденсируется с выделением тепла. В обратном ходе при испарении происходит поглощение выделенного тепла и эта функция выполняется именно в испарителе.

Без него невозможна система кондиционирования в принципе. Но здесь присутствует небольшой нюанс: в крупных и больших устройствах существует множество фильтров, которые очищают воздух при подаче в кондиционер и при выходе из него. Они могут стоять как перед рассматриваемой деталью, так и после нее. Этот момент стоит уточнить у производителя кондиционера.

Как часто нужно чистить

Дренажная трубка испарителя кондиционера чистится легко, но добраться до нее сложно. Поэтому в обычных случаях чистится она вместе с общей системой кондиционера. По правилам работа по очистке должна выполняться раз в 2-3 года для новых автомобилей и 1 раз в год для старых.

Но здесь стоит обязательно учитывать состояние дорожного покрытия, по котором ездит автомобиль и тепловой пояс, в котором это происходит. Если кондиционер используется очень часто в жаркое время, то и загрязняется он в целом также часто и сильно. Но это совсем не значит, что зимой устройство не загрязняется. Микробы, которые уже появились на трубке, испарителе и конденсаторе будут размножаться и еще больше загрязнять систему.

Как самостоятельно провести очистку

Очистка испарителя автокондиционера — не сложная задача, но она может усложняться структурой самого автомобиля. Чтобы достаться до этой детали, нужно разобрать так называемую торпеду. Почистить рассматриваемую деталь можно и не снимая всю обшивку, но чистить ее затруднительно и можно не достаться до далеких мест.Очистка испарителя кондиционера водой

Выбирать как очистить испаритель в идеале должен делать автомобильный мастер. Но бывают случаи, когда владелец машины решил сэкономить, то ему придется делать такой выбор самому. Для ручной работы придется запастись крестовой и ровной отверткой, плоскогубцами, ножом, несколькими видами головок, пассатижи, моющими средствами или специализированными очистителями, тряпками или губками для чистки.

Поскольку автокондиционер находится далеко в глубине автомобиля, то все инструменты должны находиться под рукой. Чистка усложняется тем, что у охлаждающего устройства существует очень много разных креплений, а если вы будете выбирать способ разбора всей торпеды, то к списку инструментов добавиться еще большая масса шурупов, гаек, прокладок и иного крепления. Дезинфекция испарителя кондиционера автоЧтобы не забыть, что к чему относится и какая правильная последовательность сборки – запаситесь листами бумаги и простыми карандашами. Не поленитесь складывать все по отдельным местам, чтобы в итоге чистки не получились лишние детали или недостающие гайки.

Сам процесс чистки испарителя совсем прост – мы достаем эту часть и протираем ее специальным средством, можно даже абразивным. После этого можно наносить специализированный спрей, который обезопасит на некоторое время от появления новых микробов. Такая защитная маска будет беречь кондиционер от нежелательных гостей, а пассажиров и водителя от нежеланных болезней.Вид кондиционера авто без бардачка

Важно помнить, что система кондиционирования у каждого автомобиля своя. Информацию о ней можно уточнить у производителя или в технической документации авто.

Некоторые виды оборудования требуют предварительного удаления фреона из кондиционера, но эта вынужденная мера не у всех моделей. Достаточно посетить несколько станций технического обслуживания, чтобы получить детальную консультацию по чистке испарителя автокондиционера и других элементов этой системы. Это же не значит, что вы обязательно должны после консультации обращаться к мастерам. Но дельные советы всегда можно использовать в своей работе.

Берегите ваш автомобиль и все его составные части и тогда он прослужит вам верой и правдой много-много лет. Раз уж вы выбрали комфортную езду в жаркое время, то пускай она не будет вредить вам плохим запахом или наличием большого количества микробов в воздухе. Вовремя выполняйте чистку вспомогательных элементов!

Видео «Как почистить кондиционер авто»

Обучающий ролик по диагностике, ремонту и заправке автомобильных кондиционеров.

 

mineavto.ru

Как работает кондиционер?

Удивительно, но кондиционер живёт в нашем комфортном мире намного дольше, чем многие думают. Ещё компания Packard изобрела кондиционер в далёком 1939 году, а в 1940 году первый автомобиль компании начал предлагать своим клиентам установленный заводом кондиционер. Конечно, это система скорее была похожа на термостат, но это было лучше, чем не иметь вообще ничего. Идея прижилась, и уже к 1969 году более половины всех новых автомобилей были проданы с встроенным кондиционером. Это не включая послепродажных установок кондиционеров отдельно, которые чаще всего были установлены в течение первого года жары, когда новый владелец пожалел о своём скупом "существе" при покупке зимой.

Однако, история кондиционеров не так плоска и безропотна - в конце концов, было установлено, что хладагент, который использовался в течение многих десятилетий в автомобильных кондиционерах, известный как R-12 или CFC-12 в научном мире или своей торговой маркой - "фреон", наносит ущерб озоновому слою (являясь хлорфторуглеродом). Вскоре такой хладагент был запрещен для использования в ряде стран, и появились альтернативы под названием R-134a или HFC-134a, которые стали обязательными для всех автомобилей, произведённых после 1996 года. Сегодняшний же автомобиль использует почти абсолютно безопасные типы хладагента как для человека, так и для остальной природы.

А вот история устройства и принципа работы кондиционера менялась довольно незначительно. Так, основной принцип его работы остался практически неизменным: кондиционер работает также, охлаждая и удаляя влагу из воздуха. Есть три основных части системы - компрессор, конденсатор и испаритель - все они главные "герои" достижения цели охлаждения воздуха, но существует также несколько других частей, чтобы сохранить работу системы гладкой. Давайте рассмотрим каждую из них и узнаем таким образом, как работает кондиционер в автомобиле!

Все автомобильные системы кондиционирования воздуха являются по своей сути почти замкнутой герметичной системой трубопроводов с двумя чётко выделенными отделами работы: стороной высокого давления, которую в среде профессионалов называют напорной магистралью, и стороной низкого давления - обратной магистралью. Мы начнём со стороны высокого давления, поскольку именно она приводит прохладный воздух в салон.

Компрессор кондиционера

Компрессор приводится в действие ремнём от коленчатого вала двигателя. Когда хладагент всасывается в компрессор, он находится под нормальным (почти атмосферным) давлением и в газообразной форме. Но после того, как хладагент оказывается внутри насоса компрессора, компрессор начинается соответствовать своему названию - ремень приводит в действие насос, который сжимает хладагент и заставляет его поступать в конденсатор. При этом, процесс сжатия сопровождается сильным нагревом хладагента. Следует отметить, что компрессор не может работать с жидким фреоном, поступающим в него и в этом случае значительно повышается его износ, потому на ряде автомобилей на пути течения фреона перед компрессором устанавливается ещё и ресивер-коллектор - устройство, обеспечивающее довыпаривание хладагента перед его поступлением в компрессор.

Но и этого бывает недостаточно - дело в том, что если в компрессор поступит определённое количество жидкого хладагента, то компрессор его попросту не сможет сжать, как сжимает газообразный хладагент, в результате чего получается гидроудар, который выводит работу компрессора из строя. Потому непременным спутником работы кондиционера является датчик температуры окружающего воздуха, и при определённом значении (как правило от 0 до -5 градусов по Цельсию - зависит от производителя) кондиционер попросту не включится, так как это может привести к тому, что фреон не весь испариться из-за низкой температуры.

Вам, вероятно, всё ещё довольно непонятна работа кондиционера - не волнуйтесь, так как система кондиционирования является замкнутой структурой, то начать с чего-то, что сразу внесёт ясность, не представляется возможным. А потому читайте далее - по мере изучения отдельных компонентов Вам будет проясняться общий принцип работы кондиционера.

Конденсатор

Конденсатор - его в простонародье чаще называют просто радиатором кондиционера, и он служит для той же цели, что и радиатор двигателя в Вашем автомобиле: выводить тепло из системы в окружающую среду за счет протекания по тонким трубкам, которые продуваются отдельным вентилятором и потоком воздуха в том случае, если Ваш автомобиль находится в движении. Хладагент поступает в конденсатор в виде жидкости из компрессора. Процесс создания давления газа и перемещение его в конденсатор по своей физической природе создаёт тепло, и хладагент, протекая внутри извилистых труб конденсатора, охлаждаясь, таким образом, становится почти готов для охлаждения автомобиля.

Ресивер-осушитель

Но сначала хладагент должен быть нацелен на ресивер-осушитель. На выходе из конденсатора жидкость проходит через небольшой резервуар, также установленный в линии трубок. Этот резервуар содержит осушители - небольшие гранулы, которые притягивают воду. Вы видели пакеты осушителей в обувных коробках? Они там делают то же самое: вытягивают воду из воздуха, чтобы сохранить новые туфли свежими для Ваших ног. В ресивере-осушителе удаляется лишняя вода, которая проникла в систему. Если бы вода оставалась, то из неё образовывались бы кристаллы льда, что может привести к повреждению системы кондиционирования воздуха. Кроме того, в ресивере-осушителе оседают также небольшие крупинки мусора, который может образовываться при прохождении фреона через компрессор и, особенно, конденсатор.

Этих трёх агрегатов достаточно в отделе работы кондиционера под высоким давлением, так что давайте перейдем к стороне низкого давления системы.

Впрочем, низким давление на этой стороне работы кондиционера назвать сложно - рабочая температура в зависимости от модели машины может варьироваться от 3 до 4 атмосфер (для сравнения, рабочее давление в обычно автомобиле 2 - 2,3 атмосфера. Итак, из чего же состоит сторона низкого давления работы кондиционера и как всё это работает?

Тепловой расширительный клапан (вентиль) (ТРВ)

Это именно тот этап, когда система работы кондиционера изменяется со стороны высокого давления в сторону низкого давления. Если попробуете на ощупь эту часть системы, то Вы почувствуете изменение температуры в трубках от горячего к холодному.

Жидкий хладагент под высоким давлением поступает в ТРВ из ресивера-осушителя через расширительный клапан, который позволяет ему перейти обратно в газообразное состояние. Такое расширение уменьшает давление хладагента, и в газообразном состоянии он переходит в испаритель (об испарителе немного ниже). Ещё одно замечательное свойство хладагента - он один лучших веществ, которые при переходе из жидкого состояния в газообразное (при кипении, проще говоря) сильно охлаждаются. Клапан включает в себя датчик давления хладагента и регулирует поток хладагента таким образом, чтобы система работала стабильно: чтобы хладагент поступал в испаритель в таком количестве и при такой температуре, которых достаточно, чтобы температура в испарителе не опустилась ниже 0 градусов и не образовалась изморозь, но и не поднималась слишком высоко, иначе это бы свело на нет всю работу по охлаждению воздуха в салоне автомобиля. Движущиеся части ТРВ могут быстро изнашиваться, а иногда и требуют замены.

Испаритель

Испаритель - это то место в структуре работы кондиционера автомобиля, где происходит волшебство. В то время как все остальные части системы расположены в моторном отсеке, испаритель помещается в салоне, как правило, немного выше места для ног на стороне пассажира в районе бардачка машины. Испаритель также похож на радиатор - он состоит из катушек, трубок и рёбер, но его работа заключается в поглощении тепла, а не рассеивании его.

Хладагент поступает в испаритель в виде холодного сжатого газа - в идеале его температура близка к нулю градусов Цельсия. Хладагент не замерзает при этой температуре - напротив, он имеет очень низкую температуру кипения. Тепла в салоне автомобиля достаточно, чтобы заставить хладагент в испарителе выкипеть. Вентилятор, в свою очередь, направляет поток воздуха через испаритель (мы ведь помним, что испаритель - это своеобразный радиатор!) в салон машины через дефлекторы. Воздух, проходя сквозь ребристую поверхность ледяного испарителя, также охлаждается и поступает в салон автомобиля в виде прохладного "кусочка рая".

После прохождения через испаритель в газообразном состоянии хладагент снова поступает в компрессор, где он находится под давлением и переходит в жидкое состояние, и весь процесс начинается заново.

Кроме того, все мы видели, что при работе кондиционера в автомобиле, снизу на асфальт или землю капает вода, и её иногда бывает довольно много - настолько, что при стоянке автомобиля в течение 5-10 минут может даже образоваться ручеёк. Это "выходки" того же испарителя, который также, будучи в охлаждённом состоянии принимает на себя влажность из воздуха, который задувается вентилятором в салон автомобиля, таким образом, несколько осушая этот воздух, что позволяет Вам чувствовать ещё большую прохладу. Вода из воздуха конденсируется на испарителе подобно утренней росе на траве, наряду с грязью и пылью и всем остальным, потому такой воздух проходит через воздушный фильтр.

 

Общий принцип работы кондиционера в автомобиле

Конечно, это не все составляющие работы кондиционера - есть ещё ряд датчиков, которые регулируют работу различных элементов кондиционера на различных этапах при различных условиях (например, когда мы стоим в пробке, давление в напорной магистрали может достигать критических отметок и система попросту не даёт трубкам лопнуть от такого давления).

 

howcarworks.ru

Испаритель автокондиционера - как почистить и заправить

Испаритель автокондиционера

В жаркую летнюю погоду кондиционер в автомобиле становится незаменимым. Однако, для его правильной работы необходимо производить соответствующее техническое обслуживание. Одной из главных его частей является испаритель кондиционера чистка своими руками. В этой статье мы расскажем о том, что такое испаритель и как производится его чистка и дозаправка.

Испаритель, или еще как говорят осушитель, автомобильного кондиционера представляет собой все тот же радиатор, который содержит внутри трубок специальную жидкость – фреон. Испаритель поддерживает температуру фреона в диапазоне от 0 до 5 градусов Цельсия. При прохождении воздуха через решетку, он охлаждается и в салон попадает же свежий и холодный воздух, который так радует водителей в летних пробках.

Схема работы автокондиционера

В процессе охлаждения нагретого воздуха образуется конденсат – это влага, которая оседает на решетке испарителя и стекает в специальный поддон. Данный элемент выбрасывает влагу наружу, чтобы она не скапливалась внутри системы и не забивала решетку испарителя. Однако, вместе с воздухом внутрь кондиционера попадает и уличная пыль, которая, в отличие от влаги, может не уйти в поддон а останется на стенках испарителя, снижая эффективность его работы. Кроме того, воздух, нагнетаемый специальным компрессором, проталкивает частицы пыли в салон и загрязняет его внутри салона автомобиля. Это вредно как для здоровья водителя, так и пассажиров. Именно поэтому необходимо своевременно производить чистку испарителя и поддерживать его в исправном состоянии.

Когда нужно чистить испаритель

Грязный испаритель автокондиционера

 

Первым признаком, указывающим на необходимость проведения чистки испарителя – это неприятный запах внутри салона. Как правило, он носит не резкий характер и появляется постепенно в процессе эксплуатации автомобиля. Когда этот запах усиливается, то испаритель полностью засорился и тогда эффективность работы кондиционера будет заметно снижена. Чтобы этого не случилось, необходимо прочищать испаритель не менее двух раз в год – осенью и весной.

Другой способ узнать о степени загрязнения испарителя – это замерить количество влаги, осевшей на конденсирующем устройстве. Для этого под отверстие конденсатора подставьте емкость объемом не менее 2 литров. После одного часа работы кондиционера в нормальном режиме испаритель должен выделить от 1 до 1,5 литров воды. Если количество влаги выделилось в меньшем объеме, то испаритель нуждается в срочной чистке.

Как выполняется чистка испарителя

Данное мероприятие вам с удовольствием проведут в любом автосервисе за определенную плату. Однако деньги можно запросто сэкономить и почистить кондиционер самостоятельно. Для этого вам понадобится стандартный набор инструментов, специальное моющее средство и, самое главное – терпение. Делать это в первый раз достаточно сложно. Что касается жидкости, то старайтесь не экономить. Она продается практически в любом автомобильном магазине и стоит относительно недорого.

 

Перед проведением всех работ, необходимо выполнить сушку испарителя от накопившейся влаги. Для этого установите регулятор температуры на горячий воздух, а подачу воздуха с улицы обязательно перекройте. После этого, регулятор потока установите на максимум, откройте окна в автомобиле и дайте кондиционеру поработать в таком режиме, примерно 15 минут.

Чистка испарителя может производиться двумя способами: с его снятием или без. Настоятельно рекомендуется выполнять именно второй способ, так как его демонтаж довольно трудоемкий и потребует от вас дополнительных навыков. Как правило, он находится за бардачком возле вентилятора отопителя. Бардачок подлежит снятию в обязательном порядке, так как будет мешать проведению работ. Если в автомобиле установлена шумоизоляция, то демонтажу также подлежит и она.

Чистка испарителя автокондиционера

Теперь приступаем непосредственно к чистке. Возьмите баллон с чистящим средством, заранее купленный в магазине, и подключите его с помощью шланга к выпускному клапану. Проведите опрыскивание решетки испарителя в течении некоторого времени и смочите грязь, осевшую на нем. Подождите полчаса и проведите повторную процедуру до полного удаления частиц грязи со всей поверхности испарителя.

После проведения чистки не торопитесь к сборке частей панели и шумоизоляции. Подождите, пока специальное средство полностью выветрится из салона автомобиля. Дело в том, что оно может обладать неприятным запахом и, что самое страшное – быть токсичным. Поэтому, чтобы избежать отравления, проветрите салон в течение часа и только после этого поставьте на место бардачок.

Как заправить испаритель кондиционера в автомобиле?

 

Заправка кондиционера проводится в том случае, когда количество фреона стало меньше номинальной отметки. Отсутствие фреона в кондиционере может быть особенно опасным. Дело в том, что пустое пространство в радиаторе будет занимать воздух, который станет причиной образования конденсата. Все это, во-первых, приводит к снижению эффективности работы кондиционера, что проявляется в недостаточном охлаждении поступающего воздуха, а во-вторых, к преждевременному износу радиатора.

Так, например, вода в кондиционере может замерзнуть зимой и препятствовать циркуляции фреона. Кроме того, она становится основной причиной коррозии и при расширении может вовсе «порвать» трубки радиатора. Поэтому дозаправка кондиционера фреоном является обязательным мероприятием при обслуживании кондиционера в автомобиле.

Как заправить испарителя автокондиционера

Чтобы проделать это правильно, необходимо знать то, что в системе недолжно быть воздуха вообще. Поэтому, перед заправкой радиатора фреоном, к системе подключают вакуумный насос и откачивают весь воздух из системы. После этого, с другой стороны магистрали подключают специальный баллон и закачивают новый хладагент. Несмотря на простоту данной процедуры, настоятельно рекомендуется производить ее только в специальных мастерских.

Вот так осуществляется техническое обслуживание (чистка и дозаправка) испарителя автомобильного кондиционера.

vipwash.ru

Руководство по чистке испарителя кондиционера автомобиля в домашних условиях

Никто не поспорит с тем, что при управлении автомобилем в жару система кондиционирования играет важную роль в обеспечении комфорта для автовладельца. В частности, в этой статье мы поговорим о таком элементе системы, как испаритель кондиционера автомобиля. Что представляет собой это устройство и как произвести его очистку при необходимости, вы сможете узнать в этой статье.

Что такое испаритель?

Для начала давайте разберемся, что представляет собой этот узел и где он находится. Устройство испарителя кондиционера является одним из основных компонентов системы. Этот узел использует внутри данной системы расходный материал — газ фреон — и позволяет обеспечить температуру в районе 0-5 градусов. Принцип функционирования испарительного компонента устроен так, что воздушный поток при нагнетании компрессорного устройства проходит через систему. В конечном итоге этот воздух охлаждается до 6-12 градусов, что позволяет обеспечить более комфортное вождение.

Дезинфекция испарительного элементаДезинфекция испарительного элемента

Дезинфекция испарительного элемента

Когда воздушный поток в системе охлаждается, непосредственно в испарительном устройстве осуществляется конденсация. Впоследствии конденсат стекает на так называемые ребра решетки этого устройства в специальный поддон, а уже из поддона он уходит в окружающую среду. Когда воздушный поток попадает в саму систему, вместе с ним в нее поступает и грязь с пылью из окружающей среды. Поначалу эта пыль, осевшая в системе, никак не тревожит водителя, но она может найтись и обязательно найдется тогда, когда при работе кондиционера в автомобиле начнет появляться неприятный запах. Появление запаха является первым симптомом того, что находящийся в системе кондиционирования испаритель забился пылью.

Есть еще один вариант узнать, должна ли в своем автомобиле производиться очистка испарителя — для этого можно произвести замер объема конденсата. По факту, когда испарительный узел работает в нормальном режиме, за 60 минут функционирования агрегат должен выдавать не менее одного и не более полутора литров конденсата. Попробуйте подставить емкость (ведро, тазик или обрезанную бутылку) под соответствующее отверстие под днище авто, через которое выходит конденсат.

Не обязательно ждать целый час, можно подождать 10-15 минут и посмотреть, сколько влаги собралось в емкости. Путем нехитрых математических вычислений можно понять, что за 15 минут должно накапать около 250 мл, не меньше, в противном случае потребуется произвести очистку устройства (автор видео — Octavia-А5).

Инструкция по чистке

Как осуществить прочистку автокондиционера своими руками и какое средство для чистки лучше использовать? Подробную инструкцию по этому процессу вы найдете ниже, но перед тем, как заняться выполнением этой задачи самостоятельно, нужно подготовиться.

Подготовительный этап

Автомобильный кондиционер сегодня можно прочистить практически на любом СТО, но и своими руками это сделать вполне возможно, ничего трудного в этом нет. Эта процедура не вызовет больших трудовых и временных затрат, но если вы занимаетесь прочисткой впервые, то как минимум, вам нужно быть терпеливым.

Для того, чтобы осуществить промывку системы, понадобится стандартный набор инструментов — гаечный ключи, отвертки — в зависимости от конструктивных особенностей вашего транспортного средства. Также заранее приготовьте специальный очиститель для кондеров, такое средство можно приобрести в любом тематическом магазине. Сразу же отметим — на очистительном средстве экономить не нужно, поскольку чистота системы кондиционирования напрямую влияет на здоровье водителя, поэтому лучше приобрести анти-грибковый очиститель.

Перед тем, как почистить испарительное устройство, рекомендуем просушить его от конденсата, который скопился на нем. Чтобы сделать это, заведите двигатель и включите кондер на максимум, при этом воздух должен быть горячим. Включив систему, необходимо перекрыть подачу воздушного потока извне и активировать функцию круговой циркуляции в салоне, также не забудьте открыть окна в машине. На максимальной мощности система кондиционирования должна проработать не менее 10 минут, а лучше — 20.

Очищение испарительного устройстваОчищение испарительного устройства

Очищение испарительного устройства

Что касается непосредственно процедуры очистки, то она может производиться как с демонтажем испарительного устройства, так и без этого. Если вы решите снимать испаритель, то учтите, что мы крайне не рекомендуем этого делать, если вы ни разу не сталкивались с подобной задачей. Место расположения устройства зависит от модели транспортного средства, но обычно он располагается рядом с вентилятором самой печки. Последний расположен за вещевым ящиком, напротив переднего пассажирского сиденья. Так или иначе, вам в любом случае нужно до него добраться, сделать это можно путем демонтажа вещевого ящика. Если имеется шумоизоляция, то ее также нужно снять, после этого можно приступать к промывке.

Непосредственно чистка химией

Перед тем, как начать очистку, демонтируйте фильтр салона — если его состояние плачевное, вероятнее всего, завершился ресурс эксплуатации и его нужно заменить, в противном случае пользы от него будет мало. Место расположения салонного фильтра зависит от конструктивных особенностей автомобиля, но обычно он находится в нише под лобовым стеклом напротив пассажирского сиденья. Откройте капот, и извлеките фильтрующий элемент, он может быть скрыт защитой, учтите это.

Помните о том, что в среднем замена фильтра должна производиться каждые 10 тысяч км пробега, однако данный показатель может быть увеличен в зависимости от машины и самого фильтра. Ведь можно приобрести более надежный фильтрующий элемент, срок службы которого будет выше, подробная информация о фильтрах и их замене приведена в этой статье. Полезные рекомендации касательно прочистки системы кондиционирования приведены на видео ниже (автор видео — канал pavel5589).

Итак, после снятия фильтра возьмите баллончик с чистящим средством, который вы приобрели, и встряхните его несколько раз. В комплекте к баллону должен идти удлинитель — вам необходимо взять его и подключить к выпускному клапану системы.

Сделав это, можно приступить к выполнению задачи, основные нюансы приведены ниже:

  1. Сама процедура очистки с помощью чистящего средства заключается в распрыскивании жидкости между так называемыми ребрами испарительного элемента. Причем желательно попасть во все щели.
  2. Процесс промывки производится в несколько шагов, перерыв между ними должен составлять от 20 минут до получаса.
  3. При первом распрыскивании очистительного средства жидкостью необходимо смочить всю грязь и пыль, а во время второго этапа необходимо выдуть то, что не отпало само.
  4. Для того, чтобы использование очистительного средства было наиболее эффективным, к процедуре сборки центральной консоли и установке бардачка советуем приступать не раньше, чем спустя 50-60 минут. Такого промежутка времени хватит для полного высыхания системы, за час все химические элементы очистителя испарятся.
  5. Когда процедура будет завершена, рекомендуем также произвести прочистку воздушных каналов.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Наглядная инструкция по очистке испарительного устройства»

Наглядно ознакомиться с процедурой очистки испарительного устройства вы сможете из видео, представленного ниже (автор ролика — канал GabrialBrothers).

labavto.com


Смотрите также